Европейский суд стал жертвой российских обстоятельств

В России предпринята очередная попытка определить статус решений Европейского суда. До какой степени они должны исполняться, предстоит решить Конституционному суду.

Конституционный суд (КС) принял к рассмотрению жалобу на статьи Гражданского процессуального кодекса, регулирующие порядок пересмотра уже вступивших в силу судебных решений. По мнению заявителей, к основаниям для их пересмотра необходимо добавить решения Европейского суда по правам человека.
Жизненные обстоятельства авторов жалобы в КС во многом сходны. В свое время каждому из них российский суд присудил денежные выплаты. Однако после проверки в порядке надзора решения суда были признаны незаконными, а выплаты либо отменены, либо урезаны.
Затем Европейский суд в Страсбурге признал, что по отношению к этим людям российские суды допустили нарушения конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированную Россией. Но в пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам в России им было отказано со ссылкой на то, что решения Европейского суда такими обстоятельствами не являются.
Конституционный суд Европейский суд стал жертвой российских обстоятельств Европейский суд стал жертвой российских обстоятельств
Насколько правомерен этот отказ, будет зависеть от решения Конституционного суда. Большинство участников процесса считают, что предсказать это решение невозможно.
По мнению представителя президента РФ в Конституционном суде Михаила Кротова, решения Европейского суда не могут служить основанием для пересмотра дел в России: этот суд не принимает во внимание, что изначально выплаты были назначены незаконно. Европейский суд, по его словам, лишь констатирует, что человек не получил изначально ожидаемую компенсацию, и расценивает это как нарушение его прав.
Если в КС победит противоположное мнение, Кротов прогнозирует всплеск обращений за пересмотром дел: никто не откажется получить больше денег.
Кроме того, в этом случае российским судам грозит пересмотр дела "ЮКОСа". В начале марта суд намерен рассмотреть жалобу бывших директоров этой компании, которые требуют от правительства России $100 млрд за ущерб, нанесенный в связи с ее банкротством.
"Страсбургский суд рассматривает дела не формально, а по существу, и в десятки раз глубже, чем российские суды, — возражает президент Балтийской коллегии адвокатов Юрий Новолодский. — Всех людей, чьи права он признал нарушенными, необходимо восстановить в правах, сколько бы этих людей ни было".
Лидером по количеству заявлений, находящихся на рассмотрении в Европейском суде, является Россия (33,6 тыс.), далее идут Турция (13.1 тыс.) и Украина (10 тыс.).