Ресторатор Анатолий Комм, известный своей молекулярной кухней, рассказал почему понимание искусства с деньгами не связано, что ели на рождественском ужине в Куршевеле и не постеснялся назвать вещи своими именами.
В 1990–х Анатолий Комм владел компанией, занимавшейся
биржевой торговлей, открыл первый в России бутик Versace, а потом увлекся
кулинарией и объездил мир, обучаясь гастрономии на кухнях лучших ресторанов. В
ресторане Комма банальная селедка под шубой выглядит как крошечная мерцающая
полусфера, пенка–эспума из майонеза и желток, в который шприцем впрыскивается
инъекция белых грибов.
Сотрудники называют Анатолия маэстро, а сам ужин в его
ресторане "Варвары" официально именуется спектаклем. Комма можно было бы считать
чудаком, если бы не два обстоятельства. Его женевский проект Green в свое время
стал первым заведением российского ресторатора в красном гиде "Мишлен", а его
"Варвары" занимают 66–е место в рейтинге лучших ресторанов в мира.
"ДП": Вы только что готовили рождественский ужин в Куршевеле. Что там
было?
Анатолий Комм: Сначала картошка, запеченная в золе с амфорой
нерафинированного масла, помадка из икры дальневосточного ежа и чипсы из
козлобородника, русский салат с мороженым из камчатского краба. Потом сугробы из
сморчков, яйцо, одетое в шпинат, земля из лесного ореха и черного трюфеля и
инъекция из соуса, приготовленного из белых грибов и белого трюфеля. Затем был
шар из сметаны, настоянной на белых грибах, соте из белых грибов и зелени,
овощное консоме, рыбный кулеш со снегом из копченостей… Вместо 100 человек на
ужин пришли 155.
Читайте также:
Грозный–обзор: ресторан "Холст.Масло"
"ДП": Все это, наверное, мало похоже на обычную еду?
Анатолий Комм: Это выглядело так, как должно выглядеть в XXI
веке.
"ДП": Изменения в жизни людей зачастую влияют на процесс потребления
пищи. Когда–то благодаря открытию Америки в Италии появилась полента и томатный
соус. Сейчас говорят, что эпоха гламура кончилась, началось разумное
потребление. На вкусах это как–то отражается?
Анатолий Комм: Думаю, вряд ли. Давайте начнем с того, что
гламура в потреблении еды в России никогда и не было…
"ДП": А то, что вы делаете, разве нельзя назвать гастрономическим
гламуром?
Анатолий Комм: Смотря что вы вкладываете в это понятие.
Послушайте, существует такое искусство — приготовление еды. Оно живет по таким
же законам, как и любое другое искусство. Что, в Мариинку в связи с кризисом
стали меньше или больше ходить? Как было в России 0,01% людей, которые понимают
в искусстве, так и осталось.
Понимание искусства с деньгами и кризисом никак не связано.
Это связано с образованием, с жизненным опытом, еще с чем–то. А богатые люди как
ничего не понимали в балете и опере, так ничего и не понимают. Они как ничего не
понимали в еде и в вине, так ничего и не понимают. Так при чем здесь
кризис?!
"ДП": На голодный желудок искусство не полезет. И если кризис
заставил экономить…
Анатолий Комм: При чем здесь экономия, если мы с вами
говорим сейчас об искусстве. Искусство — вещь в принципе ненужная. Вы покупаете
картину — вы не можете ею, извиняюсь, вытереть задницу, потому что она колется.
Для этого существует туалетная бумага. Когда вы покупаете платье от кутюр за 100
тыс. евро, то понятно, что вы выкидываете деньги. А когда вы летите слушать
оперу, вы как–то обогатитесь в материальном плане? Нет.
"ДП": Человек летит за ощущениями…
Анатолий Комм: В гастрономический ресторан люди тоже
приходят за ощущениями, которые им необходимы. Все то же самое, во всем мире
гастрономические рестораны — это не рестораны для того, чтобы пожрать, поэтому
они никак не могут быть связаны с кризисом.
"ДП": Сначала вы открыли первый российский бутик Versace, потом
открыли для России молекулярную кухню…
Анатолий Комм: Давайте начнем с того, что молекулярную кухню
я никому не открывал. Потому что квинтэссенция молекулярной кухни — это
докторская колбаса.
"ДП": Поясните!
Анатолий Комм: Потому что это самая настоящая молекулярная
кухня, когда 100 граммов биомассы и 800 граммов дерьма при наличии фермента
глютаминат превращаются в докторскую колбасу. Также молекулярной кухней
занимаются производители чипсов и сухариков, фастфуд — все то, что, к сожалению,
многие с удовольствием едят, даже не подозревая, что наносят непоправимый вред
своему здоровью.
Мы же просто ищем лучшие продукты, которые еще кое–как
производятся в России, и делаем из них шедевры. Очевидно, что такого рода
искусство может существовать только в сытой стране. А когда страна голодная, это
все очень тяжело понимается.
"ДП": При описании еды в вашем ресторане всплывают специфические
слова: инъекции, эмульсии, шприцы... Ваша кухня напоминает химическую
лабораторию?
Анатолий Комм: Нет, это самая простая кухня. Все делается
самыми обычными руками, приборы — это на колбасном заводе.
"ДП": А как же жидкий азот, который широко применяется в молекулярной
кухне?
Анатолий Комм: Жидкий азот — это не прибор. Вас же не
смущает, что люди готовят при помощи газа или электричества?
"ДП": Но так готовят 99% людей. А при помощи жидкого азота —
несколько человек.
Анатолий Комм: Нет, это ерунда. Это всего лишь инструмент и
все. Если вы придумали хороший и правильный рецепт, который отразит суть вашего
гастрономического эго, то тогда и будет все правильно и как нужно. А если вы
придумали дерьмо, то хоть жидкий азот, хоть нежидкий, дерьмо останется дерьмом.
В Европе, в Америке все эти технические достижения уже используют на уровне
брассери. Счет идет на сотни, если не на тысячи. Только в нашей деревне это
по–прежнему кажется необычным.
"ДП": Дарья Цивина написала: "Комм сделал для русской кухни то, что
удалось сделать только Пушкину для русской поэзии". Это не слишком?
Анатолий Комм: Знаете как: лев пьяных не любил, но обожал
подхалимаж.