Кризис на рынке недвижимости скорректировал планы девелоперов по строительству новых торговых объектов. Некоторые из объектов, уже находясь в высокой степени готовности, были заморожены. Новых масштабных проектов практически не планируется.
В целом ситуация на рынке торговой недвижимости
стабилизировалась. Кризис оказал оздоравливающее воздействие на сектор.
Те объекты, которые строились в условиях растущего рынка без учета реального
спроса, свернули свою деятельность. В то же время строительство объектов,
востребованных рынком, имеющих удачное расположение, пул арендаторов и
концепцию, продолжается в запланированных ранее объемах.
По данным Colliers International, в Санкт–Петербурге на конец 2009 года функционировало 148 торговых объектов (учитываются объекты площадью более 4 тыс. GLA), совокупная общая площадь которых составила 3,8 млн м2, арендопригодная — 2,5 млн м2.
В 2009 году были введены в эксплуатацию семь торговых центров общей площадью 143 150 м2, что является самым низким показателем по годовому приросту за всю историю петербургского торгового рынка. Открылись вторая очердь ТРК "Феличита Пионерская" площадью 26 500 м2 ("Макромир"), третья очередь ТК Miller Centre площадью 22 тыс. м2, мебельный центр "Мебель Wood" площадью 21 тыс. м2, "Мебель Холл" площадью 35 тыс. м2 (ОАО "Русские самоцветы"), ТК Cruise общей площадью 22 тыс. м2 ("Невский альянс"), ТК "Рыбацкий" 10 800 м2 (девелопер — ООО "Кром"), "Ашан" на Боровой ул. площадью 6 тыс. м2.
Среди строящихся торговых центров активное строительство продолжается лишь в нескольких объектах. Наиболее крупными являются ТРК Galeria (около 190 тыс. м2), ТРК Лето (114 тыс. м2), и ТОЦ Stockmann (20 тыс. м2 торговой площади). К другим объектам, строительство которых ведется в данный момент, можно отнести Mercury" (33 240 м)2, ТОЦ "Звенигородский" (девелопер "Адамант", 5900 м2), "Осиновая Роща" ("Адамант", 19 840 м2) и т.д.
Из новых проектов было заявлено о планах по строительству торгового комплекса в рамках проекта "Балтийская жемчужина". Российское подразделение финского строительного концерна SRV Russia и ЗАО "Балтийская жемчужина" подписали договор о намерениях по строительству торгового центра. По предварительным данным, компания будет развивать участок площадью 8,1 га в зоне "Южной площади" (квартал 38–3), расположенной между готовым деловым центром (площадь 10 тыс. м2) и жилым комплексом "Жемчужная премьера" (площадь — 80 тыс. м2). Концерн "Питер" принял решение о строительстве второй очереди ТК "Сенная". Проект будет реализован на месте Сенного рынка. Объект общей площадью более 100 тыс м2 будет включать торговые, развлекательные и офисные площади.
По данным Colliers International, в Санкт–Петербурге на конец 2009 года функционировало 148 торговых объектов (учитываются объекты площадью более 4 тыс. GLA), совокупная общая площадь которых составила 3,8 млн м2, арендопригодная — 2,5 млн м2.
В 2009 году были введены в эксплуатацию семь торговых центров общей площадью 143 150 м2, что является самым низким показателем по годовому приросту за всю историю петербургского торгового рынка. Открылись вторая очердь ТРК "Феличита Пионерская" площадью 26 500 м2 ("Макромир"), третья очередь ТК Miller Centre площадью 22 тыс. м2, мебельный центр "Мебель Wood" площадью 21 тыс. м2, "Мебель Холл" площадью 35 тыс. м2 (ОАО "Русские самоцветы"), ТК Cruise общей площадью 22 тыс. м2 ("Невский альянс"), ТК "Рыбацкий" 10 800 м2 (девелопер — ООО "Кром"), "Ашан" на Боровой ул. площадью 6 тыс. м2.
Среди строящихся торговых центров активное строительство продолжается лишь в нескольких объектах. Наиболее крупными являются ТРК Galeria (около 190 тыс. м2), ТРК Лето (114 тыс. м2), и ТОЦ Stockmann (20 тыс. м2 торговой площади). К другим объектам, строительство которых ведется в данный момент, можно отнести Mercury" (33 240 м)2, ТОЦ "Звенигородский" (девелопер "Адамант", 5900 м2), "Осиновая Роща" ("Адамант", 19 840 м2) и т.д.
Из новых проектов было заявлено о планах по строительству торгового комплекса в рамках проекта "Балтийская жемчужина". Российское подразделение финского строительного концерна SRV Russia и ЗАО "Балтийская жемчужина" подписали договор о намерениях по строительству торгового центра. По предварительным данным, компания будет развивать участок площадью 8,1 га в зоне "Южной площади" (квартал 38–3), расположенной между готовым деловым центром (площадь 10 тыс. м2) и жилым комплексом "Жемчужная премьера" (площадь — 80 тыс. м2). Концерн "Питер" принял решение о строительстве второй очереди ТК "Сенная". Проект будет реализован на месте Сенного рынка. Объект общей площадью более 100 тыс м2 будет включать торговые, развлекательные и офисные площади.
Остались не все
Однако некоторые объекты, уже находясь в высокой степени готовности, были заморожены. К таким объектам можно отнести ТК "Невский Колизей" в Буграх (Margheri Group), "Мандарин" на Яхтенной ул. ("Арсенал"), ТК "Купчино" (РТМ "Девелопмент"), "Кантемировский" (Europolis), "Долгоозерная улица" ("Макромир") и ряд других. ЗАО "Адамант" отказалось от планов по строительству торгового комплекса над вестибюлем станции метро "Горьковская". Компания "Еврогарден" выставила на голландский аукцион Фонда имущества Санкт–Петербурга 3 га на Пулковском шоссе, где планировала построить торговый комплекс. Закрыт торговый комплекс Vanity Opera. Василий Сопромадзе решил провести реконцепцию объекта.
Более того, по ряду проектов начинается процесс отчуждения. Причем в ряде случаев инициатором выступает администрация города. Так, по данным Knight Frank SPb, недостроенный торгово–развлекательный комплекс "Искра" на Искровском пр. будет продан посредством аукциона. Начальная стоимость ТРК и дата торгов пока не определены. Площадь земельного участка составляет 10,7 тыс. м2, самого торгово–развлекательного центра — около 30 тыс. м2. На данный момент реализовано около 50% объекта. Строительство объекта началось в 2005 г. девелопером ООО "Скейлс".
Однако некоторые объекты, уже находясь в высокой степени готовности, были заморожены. К таким объектам можно отнести ТК "Невский Колизей" в Буграх (Margheri Group), "Мандарин" на Яхтенной ул. ("Арсенал"), ТК "Купчино" (РТМ "Девелопмент"), "Кантемировский" (Europolis), "Долгоозерная улица" ("Макромир") и ряд других. ЗАО "Адамант" отказалось от планов по строительству торгового комплекса над вестибюлем станции метро "Горьковская". Компания "Еврогарден" выставила на голландский аукцион Фонда имущества Санкт–Петербурга 3 га на Пулковском шоссе, где планировала построить торговый комплекс. Закрыт торговый комплекс Vanity Opera. Василий Сопромадзе решил провести реконцепцию объекта.
Более того, по ряду проектов начинается процесс отчуждения. Причем в ряде случаев инициатором выступает администрация города. Так, по данным Knight Frank SPb, недостроенный торгово–развлекательный комплекс "Искра" на Искровском пр. будет продан посредством аукциона. Начальная стоимость ТРК и дата торгов пока не определены. Площадь земельного участка составляет 10,7 тыс. м2, самого торгово–развлекательного центра — около 30 тыс. м2. На данный момент реализовано около 50% объекта. Строительство объекта началось в 2005 г. девелопером ООО "Скейлс".
Урожай ретейлеров
В течение 2009 года падение товарооборота чувствовали все торговые операторы. Особенно это касается операторов, чьи магазины расположены в торговых центрах со слабой концепцией.
Из–за снижения доходов некоторые торговые операторы вынуждены были сокращать число магазинов и даже уходить с рынка. Закрыла свои магазины сеть детских товаров "Банана–мама". Закрыты сети магазинов "Санта Хаус", "Мосмарт", "Наш Гипермаркет", "Ол!Гуд", "Букберри". Группа компаний "Дикси" закрыла магазины шаговой доступности V Mart.
Однако в целом на рынке торговых операторов в 2009 году была отмечена высокая активность. Многие компании, в частности западные ретейлеры, ввиду снижения доходности на уже освоенных рынках ищут новые рынки сбыта, к которым относится и Россия. В частности, для Санкт–Петербурга 2009 год был урожайным с точки зрения прихода крупных западных компаний. Так, активно развивает свою сеть шведская компания H&M. В ноябре был открыт первый магазин в Санкт-Петербурге в действующем торговом центре "Мега Дыбенко", а также подписаны контракты на открытие магазинов в строящихся торговых комплексах "Лето" и "Stockmann". На рынок Санкт-Петербурга, по данным компаний, вышли в 2009 году или планируют к выходу в 2010 г. западные ритейлеры: сеть кофеен "Starbucks", обувные сети "Payless", "Andy Carry", новая сеть игрушек "Сказка", магазины одежды и обуви "Dior", "Salvatore Ferragamo", "Gerard Darel", "Kiton", "Jack Wolfskin", "Love Republic", "New Look", "One Step", "Tezenis Intimo", "Ulysse Nardin" и другие.
Заполняемость профессиональных торговых центров в настоящий момент находится на уровне 96%. При этом вакантными остаются в основном неликвидные помещения. Более того, в некоторых успешных торговых центрах до сих пор существуют листы ожидания («Мега-Парнас» и «Мега-Дыбенко», «Радуга», «Гранд-Каньон», «Континент» на пр. Стачек, «Гулливер», «Сенная», «Южный Полюс», «ПИК», «Французский бульвар»).
«В 1 полугодии 2009 года отток арендаторов из торговых комплексов замедлился, свелся к ротации. В настоящий момент ротация продолжается. Операторы очень избирательно подходят к выбору площадок, не «садятся» в спорные объекты», – отмечают в компании Colliers International.
Наиболее стабильно себя чувствует продуктовый ритейл, а также бренды демократичной одежды. В сегменте общепита перспективны форматы «free floor», «фаст-фуд». Из развлечений наиболее активно развиваются кинотеатры и фитнес.
По данным компании «АйБи Групп», прирост площадей фитнес-клубов является рекордно высоким. В 2009 году было введено 40 000 кв.м. Для сравнения в 2008 году этот показатель составлял чуть меньше 10 000 кв.м., а в 2007 году около 25 000 кв.м. Наиболее активно расширяют сеть своих клубов следующие компании: Fitness House (3 новых объекта), Alex Fitness (3 новых объекта), Планета Фитнес (2 новых объекта), World Class (2 новых объекта), Sport Life (2 новых объекта), Olympic (1 новый клуб).
Рынок кинотеатров также чувствует себя неплохо. Основные операторы рынка кинопоказа не ощутили значительного уменьшения прибыли, что позволяет им развиваться. Ведущие компании расширяют свое присутствие в городах России, в том числе и в Санкт-Петербурге. Весной этого года очередной мультиплекс «Карофильм» открылся в ТРК «Москва».
В течение 2009 года падение товарооборота чувствовали все торговые операторы. Особенно это касается операторов, чьи магазины расположены в торговых центрах со слабой концепцией.
Из–за снижения доходов некоторые торговые операторы вынуждены были сокращать число магазинов и даже уходить с рынка. Закрыла свои магазины сеть детских товаров "Банана–мама". Закрыты сети магазинов "Санта Хаус", "Мосмарт", "Наш Гипермаркет", "Ол!Гуд", "Букберри". Группа компаний "Дикси" закрыла магазины шаговой доступности V Mart.
Однако в целом на рынке торговых операторов в 2009 году была отмечена высокая активность. Многие компании, в частности западные ретейлеры, ввиду снижения доходности на уже освоенных рынках ищут новые рынки сбыта, к которым относится и Россия. В частности, для Санкт–Петербурга 2009 год был урожайным с точки зрения прихода крупных западных компаний. Так, активно развивает свою сеть шведская компания H&M. В ноябре был открыт первый магазин в Санкт-Петербурге в действующем торговом центре "Мега Дыбенко", а также подписаны контракты на открытие магазинов в строящихся торговых комплексах "Лето" и "Stockmann". На рынок Санкт-Петербурга, по данным компаний, вышли в 2009 году или планируют к выходу в 2010 г. западные ритейлеры: сеть кофеен "Starbucks", обувные сети "Payless", "Andy Carry", новая сеть игрушек "Сказка", магазины одежды и обуви "Dior", "Salvatore Ferragamo", "Gerard Darel", "Kiton", "Jack Wolfskin", "Love Republic", "New Look", "One Step", "Tezenis Intimo", "Ulysse Nardin" и другие.
Заполняемость профессиональных торговых центров в настоящий момент находится на уровне 96%. При этом вакантными остаются в основном неликвидные помещения. Более того, в некоторых успешных торговых центрах до сих пор существуют листы ожидания («Мега-Парнас» и «Мега-Дыбенко», «Радуга», «Гранд-Каньон», «Континент» на пр. Стачек, «Гулливер», «Сенная», «Южный Полюс», «ПИК», «Французский бульвар»).
«В 1 полугодии 2009 года отток арендаторов из торговых комплексов замедлился, свелся к ротации. В настоящий момент ротация продолжается. Операторы очень избирательно подходят к выбору площадок, не «садятся» в спорные объекты», – отмечают в компании Colliers International.
Наиболее стабильно себя чувствует продуктовый ритейл, а также бренды демократичной одежды. В сегменте общепита перспективны форматы «free floor», «фаст-фуд». Из развлечений наиболее активно развиваются кинотеатры и фитнес.
По данным компании «АйБи Групп», прирост площадей фитнес-клубов является рекордно высоким. В 2009 году было введено 40 000 кв.м. Для сравнения в 2008 году этот показатель составлял чуть меньше 10 000 кв.м., а в 2007 году около 25 000 кв.м. Наиболее активно расширяют сеть своих клубов следующие компании: Fitness House (3 новых объекта), Alex Fitness (3 новых объекта), Планета Фитнес (2 новых объекта), World Class (2 новых объекта), Sport Life (2 новых объекта), Olympic (1 новый клуб).
Рынок кинотеатров также чувствует себя неплохо. Основные операторы рынка кинопоказа не ощутили значительного уменьшения прибыли, что позволяет им развиваться. Ведущие компании расширяют свое присутствие в городах России, в том числе и в Санкт-Петербурге. Весной этого года очередной мультиплекс «Карофильм» открылся в ТРК «Москва».
От каждого по возможности
В качестве основных новых тенденций 2009 года участники рынка отмечают переход от фиксированной ставки аренды к проценту от оборота, сокращение срока страхового депозита с 2-6 месяцев до 0-3 месяцев. В ряде случаев страховой депозит в текущих условиях может быть заменен банковскими гарантиями, а также отмена индексации арендных ставок на 2009 и возможно на 2010 год.
По словам управляющего партнера «АйБи Групп» Юрия Борисова, компании идут на понижение ставок для операторов только после детального анализа их деятельности.
"Все определяется реальным товарооборотом. Если действительно какой-то сегмент рынка ритейла пострадал, то все решается путем переговоров, проводится анализа деятельности, динамики оборота, причем особое внимание уделяется тому, что делает сам арендатор, для того чтобы уменьшить свои издержки, - комментирует Юрий Борисов, - Если компания оператор испытывает трудности в связи со снижением доходности и активно пытается найти выход из сложившейся ситуации, то, как правило, арендодатели идут на встречу подобным компаниям".
Согласно прогнозу компании Colliers International, в ближайшее время стоит ожидать роста ставок аренды. На помещения для якорных арендаторов ставки вырастут на 3% в 2010 году и на 5% в 2011. Для торговой галереи рост ставок составит 5 и 10% соответственно. Аналитики компании провели анализ финансовых условий для арендаторов торговых комплексов, сравнив показатели докризисного периода и с IV кв. 2009 года.
В качестве основных новых тенденций 2009 года участники рынка отмечают переход от фиксированной ставки аренды к проценту от оборота, сокращение срока страхового депозита с 2-6 месяцев до 0-3 месяцев. В ряде случаев страховой депозит в текущих условиях может быть заменен банковскими гарантиями, а также отмена индексации арендных ставок на 2009 и возможно на 2010 год.
По словам управляющего партнера «АйБи Групп» Юрия Борисова, компании идут на понижение ставок для операторов только после детального анализа их деятельности.
"Все определяется реальным товарооборотом. Если действительно какой-то сегмент рынка ритейла пострадал, то все решается путем переговоров, проводится анализа деятельности, динамики оборота, причем особое внимание уделяется тому, что делает сам арендатор, для того чтобы уменьшить свои издержки, - комментирует Юрий Борисов, - Если компания оператор испытывает трудности в связи со снижением доходности и активно пытается найти выход из сложившейся ситуации, то, как правило, арендодатели идут на встречу подобным компаниям".
Согласно прогнозу компании Colliers International, в ближайшее время стоит ожидать роста ставок аренды. На помещения для якорных арендаторов ставки вырастут на 3% в 2010 году и на 5% в 2011. Для торговой галереи рост ставок составит 5 и 10% соответственно. Аналитики компании провели анализ финансовых условий для арендаторов торговых комплексов, сравнив показатели докризисного периода и с IV кв. 2009 года.