Кто и как "раздевает" автомобили

Страховщики все чаще платят по каско не по ущербам в ДТП, а из–за краж внутреннего или наружного оборудования автомобилей. Нередко кражи инициированы самими страхователями.

Как утверждают страховщики, приличную машину можно раздеть на сумму 100 тыс. рублей и больше.
"Кенгурятники", запаска, зеркала и, конечно, колеса — все это успешно снимается ворами", — перечисляет Сергей Сафронов, генеральный директор компании "Авеста". По дворам в спальных районах периодически проходят "наркоманские" рейды, в результате которых значительная часть машин оказывается обворованной.
Чаще всего снимают легкосплавные и кованые диски, пик таких краж обостряется в сезон "переобуваний".
Страховщики рассказывают, что в роли воров нередко выступают сами автовладельцы. На полученные по сфабрикованному страховому случаю деньги они планируют купить новый комплект резины и дисков. Такое мошенничество доказать сложно, поэтому часть страховщиков берет этот риск отдельно,Кто Кто "раздевает" автомобили по другим тарифам, либо устанавливает для него франшизу.
"В кризис число таких случаев с владельцами кредитных машин выросло, — утверждает Михаил Петров, начальник управления страхования автотранспорта филиала "Спасские ворота". — Полагаю, некоторые недобросовестные автовладельцы рассчитывают страховой выплатой погасить очередной взнос".
Более того, страховщики говорят о новых схемах. "Несколько компаний столкнулись с профессиональным разукомплектованием, — говорит начальник отдела страхования автотранспорта филиала "СОГАЗа" Виктор Охотников. — Из недорогой иномарки вынимают сиденья, подушки безопасности, "торпеду", другие детали.
Разборка прекращается, когда стоимость ремонта превышает 3/4 от стоимости авто. Затем заявляется страховой случай, в результате восстановление считается нецелесообразным. Мошенники забирают себе деньги страховой компании и годные остатки, на последние впоследствии устанавливается ранее снятое оборудование".
Не только детали интерьера интересны автомобильным ворам, но и внутреннее наполнение машины. Чаще всего это недоказуемое мошенничество, так как элементы выносятся аккуратно. В противовес таким кражам иногда в салон проникают вандалы, которые ломают оборудование, режут обивку сидений.
"Чаще всего от хулиганов страдают машины среднего класса или выше, — рассказывает Галина Максимова, директор филиала "Россия". — Машины царапают, бьют все стекла, причем без какой–то осмысленной выгоды".
Впрочем, эксперты говорят, что большая часть краж вещей из салона традиционно не подпадает под страховой случай: сумка или другие личные вещи, бензин (если его сливают), аптечка, огнетушитель, магнитола.
"Чтобы все эти кражи подпадали под перечень выплат, необходимо со страховщиком заключить дополнительный договор", — говорит Евгений Дубенский, первый заместитель генерального директора компании "ЭРГО Русь".
По словам страховщика, такие соглашения заключаются редко, так как клиент о такой возможности зачастую не знает.
Эксперты отмечают, что в дополнительный перечень могут быть включены дорогая аудиосистема, тюнинг, обвесы, аэрография. Ставки по таким видам имущества составляют обычно не менее 10% от его стоимости, вне зависимости от автомобиля.
Страховщики отмечают, что в рейтингах краж лидирующее место съемных панелей магнитол начали занимать GPS–навигаторы. Также стали пользоваться спросом штатные многофункциональные системы: магнитола+бортовой компьютер. Начальник управления безопасности регионального управления по СЗФО ОСАО "РЕСО–Гарантия" Андрей Марунич добавляет, что часто клиенты своевременно не оформляют ДТП в ГИБДД и предпочитают обращаться в страховую компанию с задержкой. "Это в итоге затрудняет выяснение деталей страхового случая и затрудняет выплаты", — заключает он.
Цифра: 21% автовладельцев, по данным auto.ru, cталкивались с воровством вещей из машины. У 20% была "автоподстава", 13,5% — жертвы барсеточников. Не сталкивались с криминалом 21,5% водителей.