Консалтинговая компания RRG в рамках еженедельного мониторинга предложения коммерческой недвижимости в Москве подвела итоги ноября 2009 года.
В ноябре на продажу было выставлено 1311 объектов
коммерческой недвижимости общей площадью 2 554 тыс. м² и стоимостью $10,84 млрд.
Примерно такое же количество объектов с такой же суммарной площадью предлагалось
и в ноябре прошлого года. Правда, осенью 2008-го, в самом начале кризиса объем
предложения интенсивно возрастал: на фоне «съехавшего» практически до нуля
спроса, собственники выставляли на рынок новые и новые площади в надежде
получить свободные средства. В ноябре этого года, наоборот, объем предложения на
рынке коммерческой недвижимости сократился весьма ощутимо: количество и площадь
объектов коммерческой недвижимости снизились на 9 и 11% соответственно.
Впрочем, это стало следствием не восстановления спроса, а
неготовности владельцев объектов продавать свою недвижимость ниже определенного
ценового уровня. Рынок обрел новые очертания, панических настроений уже нет, и
продавцы руководствуются уже соображениями целесообразности и выгоды, а не
стремлением «получить хоть что-то». Таким образом, выставив на рынок свои
объекты в надежде на осеннее возрастание деловой активности и не найдя
покупателей по интересной цене, часть собственников просто сняла свои объекты с
продажи. Тем более, что на горизонте новогодние праздники, которые не сулят
ничего, кроме потраченных впустую денег на рекламу.
Эксперты отмечают, что к концу осени рынок
окончательно пришел в стабильное состояние. Уровень средневзвешенных цен в
ноябре в долларовом выражении повысился на 1% и составил 4245 $/м². Однако с
учетом того факта, что курс доллара в ноябре по отношению к октябрю снизился на
2%, цены в рублях снизились на 1%.
Главным результатом стабилизации можно считать
продолжающуюся третий месяц некоторую активизацию спроса. Относительно
высокий для кризисных времен спрос сохраняется на качественные и
сбалансированные объекты как офисного, так и торгового сегмента в соответствии с
сегодняшними показателями доходности и цены, а также к топовым объектам сегмента
стрит-ритейл. Однако на рынке подобных объектов представлено очень мало. В связи
с этим большая часть объектов остается невостребованной, и средний срок
экспонировния сохраняется на высоком уровне - около 150 дней.
В структуре предложения по общей площади значительных
изменений не произошло – лидирующее положение по-прежнему занимают
офисные помещения. Их доля составила 62,5%. На втором месте в структуре
предложения по общей площади объектов находится сегмент
производственно-складских помещений, занимающий 19,1% рынка. Доля торговых
предложений составляет 12,1%. Кроме того, офисный сегмент лидирует также по доле
в общей стоимости всех объектов на рыке – 71,2%. Далее следуют торговые
помещения с долей 15,4%, доля ПСП – 7,3%.