Столичная стабилизация

Автор фото: Photoxpress

Консалтинговая компания RRG в рамках еженедельного мониторинга предложения коммерческой недвижимости в Москве подвела итоги ноября 2009 года.

В ноябре на продажу было выставлено 1311 объектов коммерческой недвижимости общей площадью 2 554 тыс. м² и стоимостью $10,84 млрд. Примерно такое же количество объектов с такой же суммарной площадью предлагалось и в ноябре прошлого года. Правда, осенью 2008-го, в самом начале кризиса объем предложения интенсивно возрастал: на фоне «съехавшего» практически до нуля спроса, собственники выставляли на рынок новые и новые площади в надежде получить свободные средства. В ноябре этого года, наоборот, объем предложения на рынке коммерческой недвижимости сократился весьма ощутимо: количество и площадь объектов коммерческой недвижимости снизились на 9 и 11% соответственно.
Впрочем, это стало следствием не восстановления спроса, а неготовности владельцев объектов продавать свою недвижимость ниже определенного ценового уровня. Рынок обрел новые очертания, панических настроений уже нет, и продавцы руководствуются уже соображениями целесообразности и выгоды, а не стремлением «получить хоть что-то». Таким образом, выставив на рынок свои объекты в надежде на осеннее возрастание деловой активности и не найдя покупателей по интересной цене, часть собственников просто сняла свои объекты с продажи. Тем более, что на горизонте новогодние праздники, которые не сулят ничего, кроме потраченных впустую денег на рекламу.
Эксперты отмечают, что к концу осени рынок окончательно пришел в стабильное состояние. Уровень средневзвешенных цен в ноябре в долларовом выражении повысился на 1% и составил 4245 $/м². Однако с учетом того факта, что курс доллара в ноябре по отношению к октябрю снизился на 2%, цены в рублях снизились на 1%.
Главным результатом стабилизации можно считать продолжающуюся третий месяц некоторую активизацию спроса. Относительно высокий для кризисных времен спрос сохраняется на качественные и сбалансированные объекты как офисного, так и торгового сегмента в соответствии с сегодняшними показателями доходности и цены, а также к топовым объектам сегмента стрит-ритейл. Однако на рынке подобных объектов представлено очень мало. В связи с этим большая часть объектов остается невостребованной, и средний срок экспонировния сохраняется на высоком уровне - около 150 дней.
В структуре предложения по общей площади значительных изменений не произошло – лидирующее положение по-прежнему занимают офисные помещения. Их доля составила 62,5%. На втором месте в структуре предложения по общей площади объектов находится сегмент производственно-складских помещений, занимающий 19,1% рынка. Доля торговых предложений составляет 12,1%. Кроме того, офисный сегмент лидирует также по доле в общей стоимости всех объектов на рыке – 71,2%. Далее следуют торговые помещения с долей 15,4%, доля ПСП – 7,3%.