"Деловой Петербург" продолжает серию материалов "Страна советов", благодаря которой читатели смогут узнать, как сделать свой бизнес успешнее. В сегодняшней "Стране советов" — как свести концы с концами в отчетности компании в конце финансового года? От каких расходов проще отказаться?
1. Никогда не мешает провести четкую грань между
показателями на бумаге и реальными цифрами. "Если у компании не хватает денег на
исполнение бюджета, нужно приложить все усилия к тому, чтобы уговорить
бизнес–партнеров принять часть платежей в следующем финансовом году, — советует
Дмитрий Кудрявцев, финансовый директор "Дженсен Групп". — Это позволит сохранить
наличность "на фирме".
2. Наиболее очевидный шаг по оптимизации бюджета —
сокращение расходов, кажущихся излишними. Павел Кудрявцев относит к их числу
общехозяйственные расходы, например, на праздники, а также премиальные и бонусы,
выплату которых лучше всего также перенести на следующий год.
3. Чем меньше компания, тем проще контролировать исполнение
бюджета. "В малом бизнесе острый
дефицит бюджета невозможен", — уверен Анатолий Симонов, председатель
Ассоциации бухгалтеров малых предприятий. Руководитель малого предприятия
поступает с бюджетом фирмы как обычный работяга, живущий от зарплаты до
зарплаты. Если человек видит, что его бюджет не сходится, он перестает ходить в
более дорогие места и чаще навещает недорогие. И бюджет "устаканивается" сам
собой. То же самое происходит и в малом бизнесе.
"В компаниях, где много народа и нет человека, который
чувствует своими потрохами собственный кошелек, нужен детальный бюджет. У малых
компаний бюджета как такового нет. Если денег нет, сидят голодными", —
однозначен Юрий Симонов.
Читайте также:
Страна советов: как зарабатывать с помощью блога
4. Тщательно планируйте расходы в течение года, а также
избегайте в конце года расходов, объемы которых сложно прогнозировать. По словам
Эдварда Кима, директора по развитию ООО "Кейтеринг", важно, чтобы все будущие
затраты тщательно отражались в бюджете. "В нашем бизнесе (открытие ресторанов)
важно просчитать все риски, — отмечает Эдвард Ким. — Если мы понимаем, что риск
свыше 5%, проект не открывается ни в коем случае. Важно учесть все аспекты:
местоположение заведения, проходимость, конкурентная среда, ценовая политика и
т. д.".
Также он советует избегать сложнопрогнозируемых затрат.
"Например, нужно избегать таких затрат, как ремонт помещения. В этом случае
траты почти никогда не сходятся с планируемыми, — отмечает Эдвард Ким. —
Смета растет по ходу выполнения, она фактически зависит от людей, выполняющих
ремонт". Главный минус подобных издержек в том, что они либо вычитаются из
последующих прибылей, либо из–за них компания, увы, залезает в долги.
5. Если вы заканчиваете финансовый год с профицитом,
разумнее сохранить эти излишки в качестве "жировой прослойки". "Если у вас в
конце финансового года появилась прибыль, лучше сохраните ее для того, чтобы
компенсировать расходы компании в январе–феврале следующего года — традиционно
"тощие" для компаний месяцы", — советует Дмитрий Кудрявцев. Даже если год для
вашей компании заканчивается неутешительно с финансовой точки зрения, не
скрывайте этого от подчиненных и партнеров.