Как свести концы с концами в отчетности компании в конце финансового года

Автор фото: "ДП"

"Деловой Петербург" продолжает серию материалов "Страна советов", благодаря которой читатели смогут узнать, как сделать свой бизнес успешнее. В сегодняшней "Стране советов" — как свести концы с концами в отчетности компании в конце финансового года? От каких расходов проще отказаться?

1. Никогда не мешает провести четкую грань между показателями на бумаге и реальными цифрами. "Если у компании не хватает денег на исполнение бюджета, нужно приложить все усилия к тому, чтобы уговорить бизнес–партнеров принять часть платежей в следующем финансовом году, — советует Дмитрий Кудрявцев, финансовый директор "Дженсен Групп". — Это позволит сохранить наличность "на фирме".
2. Наиболее очевидный шаг по оптимизации бюджета — сокращение расходов, кажущихся излишними. Павел Кудрявцев относит к их числу общехозяйственные расходы, например, на праздники, а также премиальные и бонусы, выплату которых лучше всего также перенести на следующий год.
3. Чем меньше компания, тем проще контролировать исполнение бюджета. "В малом бизнесе острый Как свести концы с концами в отчетности компании в конце финансового годаКак свести концы с концами в отчетности компании в конце финансового годадефицит бюджета невозможен", — уверен Анатолий Симонов, председатель Ассоциации бухгалтеров малых предприятий. Руководитель малого предприятия поступает с бюджетом фирмы как обычный работяга, живущий от зарплаты до зарплаты. Если человек видит, что его бюджет не сходится, он перестает ходить в более дорогие места и чаще навещает недорогие. И бюджет "устаканивается" сам собой. То же самое происходит и в малом бизнесе.
"В компаниях, где много народа и нет человека, который чувствует своими потрохами собственный кошелек, нужен детальный бюджет. У малых компаний бюджета как такового нет. Если денег нет, сидят голодными", — однозначен Юрий Симонов.
4. Тщательно планируйте расходы в течение года, а также избегайте в конце года расходов, объемы которых сложно прогнозировать. По словам Эдварда Кима, директора по развитию ООО "Кейтеринг", важно, чтобы все будущие затраты тщательно отражались в бюджете. "В нашем бизнесе (открытие ресторанов) важно просчитать все риски, — отмечает Эдвард Ким. — Если мы понимаем, что риск свыше 5%, проект не открывается ни в коем случае. Важно учесть все аспекты: местоположение заведения, проходимость, конкурентная среда, ценовая политика и т. д.".
Также он советует избегать сложнопрогнозируемых затрат. "Например, нужно избегать таких затрат, как ремонт помещения. В этом случае траты почти никогда не сходятся с планируемыми, — отмечает Эдвард Ким. — Смета растет по ходу выполнения, она фактически зависит от людей, выполняющих ремонт". Главный минус подобных издержек в том, что они либо вычитаются из последующих прибылей, либо из–за них компания, увы, залезает в долги.
5. Если вы заканчиваете финансовый год с профицитом, разумнее сохранить эти излишки в качестве "жировой прослойки". "Если у вас в конце финансового года появилась прибыль, лучше сохраните ее для того, чтобы компенсировать расходы компании в январе–феврале следующего года — традиционно "тощие" для компаний месяцы", — советует Дмитрий Кудрявцев. Даже если год для вашей компании заканчивается неутешительно с финансовой точки зрения, не скрывайте этого от подчиненных и партнеров.