Основатель и владелец группы компаний "Фармакор", ресторанной группы "Тритон" Александр Афанасьев рассказал о том, к чему приведет разрешение гипермаркетам торговать лекарствами, о долговой нагрузке и что компенсирует падение числа посетителей в ресторанах.
"ДП": Некоторое время назад рынок взволновала информация о намерении
федеральных властей разрешить продуктовым ретейлерам торговать безрецептурными
лекарствами. Приживется ли у нас эта западная практика?
Александр Афанасьев: Лекарства, не важно, рецептурные они
или нет, — это особый товар. Они требуют особых условий хранения, особого
контроля над отсутствием фальсификатов. Продажа этого товара должна
сопровождаться профессиональной консультацией человека с фармацевтическим
образованием. Аптеки могут гарантировать должный уровень безопасности и качества
лекарственного обеспечения населения.
Что мы получим, если продуктовые ретейлеры займутся продажей
лекарств? Во–первых, появится вероятность потери контроля государства над
оборотом фальсифицированных лекарств. Представьте, сколько на всей территории
России магазинов.
Думаю, что проконтролировать такое количество точек
реализации безрецептурных лекарств будет сложно, если вообще возможно. В итоге
все усилия по борьбе с фальсификатами, которые предпринимались со стороны
государства и аптек, будут сведены на нет.
Во–вторых, неизбежно
будут нарушаться
условия хранения и реализации медикаментов, так как далеко не все
магазины имеют возможность эти условия обеспечить, а проконтролировать их опять
же будет затруднительно. Ну и в–третьих, качество лекарственного обеспечения
населения будет снижено за счет отсутствия должной профессиональной
консультации.
Есть и еще один настораживающий момент… Любое лекарство,
пусть даже оно и безрецептурное, имеет противопоказания, особенности применения,
ограничения по возрасту. Сейчас оно продается в специализированной торговой
точке, в месте, куда покупатель идет целенаправленно за лекарством. Этот товар в
сознании покупателя расценивается как особый. Если допустить его продажу в
продуктовом магазине в нашей стране, в условиях отсутствия должной привычки и
культуры, у покупателя может появиться иллюзия безвредности такого лекарства.
В результате мы получим массовые случаи бесконтрольного
применения лекарств, в том числе и детьми.
Что касается рядового потребителя, то да, безусловно, выбор
будет за ним. Он сможет решать, где ему лучше покупать. Но не будем забывать,
что покупатель не всегда владеет полной информацией и может просто не осознавать
всех последствий того или иного выбора. Задача цивилизованного рынка —
предложить качественную услугу. Это как раз тот случай, когда качество
лекарственного обеспечения населения окажется под большим вопросом.
"ДП": Не приведет ли это к падению оборота аптечных
ретейлеров?
Александр Афанасьев: Пока говорить об этом сложно.
Во–первых, не утвержден список препаратов, которые будет разрешено продавать в
гипермаркетах. Во–вторых, неизвестно, как отреагирует потребитель на это
нововведение.
"ДП": Справедливы ли предположения аналитиков о том, что усиленный
контроль за ценами на лекарства со стороны государства приведет к снижению
рентабельности в аптечной рознице и, как следствие, — к сокращению числа
торговых точек?
Александр Афанасьев: Аптечный рынок не страдает
недостаточным уровнем конкуренции. Рыночные механизмы здесь действуют.
И именно они, как известно, наиболее эффективны в регулировании цен. Поскольку
речь идет о социально значимой отрасли, определенный контроль со стороны
государства, конечно, необходим. Однако вмешательство в рыночные механизмы
должно быть очень осторожным. Инициативы государства не должны создавать
условия, в которых аптеки начнут массово закрываться из–за нерентабельности.
В этом случае первыми в критическом положении окажутся так
называемые аптеки шаговой доступности, которые расположены в отдаленных, не
слишком густонаселенных районах. Население вынуждено будет тратить значительные
средства на проезд для того, чтобы купить лекарство, которое по стоимости будет
сравнимо со стоимостью поездки. И при нынешнем положении дел есть такие примеры
(ситуация с лекарственным обеспечением, которая до недавнего времени
существовала на Канонерском острове).
Снижение рентабельности аптечного бизнеса в результате
государственного вмешательства может сделать явление "фармацевтической блокады"
массовым.
"ДП": Недавно "Фармакор" открыл по просьбе губернатора Валентины
Матвиенко аптечный пункт на Канонерском острове. Такая торговая точка все–таки
может быть рентабельной?
Александр Афанасьев: Если бы открытие аптеки на Канонерском
острове могло быть рентабельным проектом, то проблема с лекарственным
обеспечением местного населения вряд ли бы возникла и вмешательство губернатора
для ее решения не потребовалось бы. Для нас открытие аптечного пункта на
Канонерском острове — исключительно социальный проект.
"ДП": Можно ли ожидать в ближайшие годы увеличения доли лекарств
отечественного производства?
Александр Афанасьев: В последнее время можно отметить
тенденцию увеличения спроса на отечественные препараты. Думаю, что и в
дальнейшем она будет проявляться. Более доступная по цене, в сравнении с
иностранными аналогами, продукция отечественных фармпроизводителей по понятным
причинам приобретает большую популярность. Но для подъема отечественного
фармпроизводства этого, конечно, недостаточно. Нужна мощная поддержка со стороны
государства. Кризис показал, как опасно существование настолько импортозависимой
фармотрасли.
"ДП": Видите ли вы на территории Петербурга пространство для
дальнейшего развития вашего аптечного бизнеса или же вы планируете
сосредоточиться на регионах?
Александр Афанасьев: Розничный фармацевтический рынок
Петербурга отличает очень высокая концентрация аптечных сетей. Между
игроками жесткая конкуренция. Но город растет, застраивается, появляются новые
районы. Соответственно возникает потребность и в аптечных учреждениях.
Мы будем продолжать развитие сети, как в Петербурге, так и в
регионах. Прежде всего, открывая новые точки, будем ориентироваться на
рентабельность. Цель любого бизнеса — экономическая эффективность. В
качестве наиболее интересных регионов я бы выделил Северо–Западный и
Центрально–Черноземный.
"ДП": Для многих лидеров рынка кризис стал хорошим временем
для покупки подешевевших активов. В сентябре прошлого года вы уже купили
аптечные сети в Петрозаводске и Белгороде. Намерены ли вы предпринимать какие–то
дальнейшие шаги в этом направлении?
Александр Афанасьев: Активы активам рознь. В кризис компании
стараются оптимизировать свой бизнес, избавляются от неэффективных активов.
Стоят они действительно недорого. Но с точки зрения экономики вряд ли могут быть
привлекательными. Мы открыты к различным вариантам развития бизнеса, в том числе
и покупке сетей, если это экономически оправдано.
"ДП": Один из крупнейших участников рынка — сеть "36,6" серьезно
пострадала из–за быстрой экспансии в регионах. Что следует считать
поступательным развитием аптечного ретейлера?
Александр Афанасьев: Дело не в том, что экспансия компании
была слишком быстрой, а в том, что цель этого развития была именно в
количественном росте, а не в качестве и эффективности инвестиций. В итоге сеть
получила в нагрузку к потенциально успешным местам и гарантированно убыточные.
Сейчас мы можем наблюдать, к чему это привело. Компания закрывает точки продаж,
возникают проблемы с поставщиками и кредиторами. Принимая важные стратегические
решения для компании, необходимо четко понимать, что и за счет чего ты делаешь,
что ты хочешь получить в итоге.
"ДП": Велика ли долговая нагрузка "Фармакора" по сравнению с
конкурентами? Как вы на фоне кризиса планируете выстраивать работу с
кредиторами?
Александр Афанасьев: У "Фармакора" незначительная долговая
нагрузка, компания продолжает развиваться. В сложившейся ситуации банкам
интересны компании, чья стабильность, надежность имеет под собой экономическое
обоснование, компании, не вызывающие вопросов в плане погашения кредитов.
"Фармакор" представляется именно таким заемщиком. Сегодня банки проявляют к нам
большой интерес. С нами к сотрудничеству открыты инвестиционные банки,
инвестиционные департаменты крупных как российских, так и зарубежных банков.
"ДП": Считается, что общепит, а особенно рестораны премиум–класса, в
наименьшей степени пострадал от кризиса. Верно ли это утверждение? Как
изменилась доходность ваших ресторанных проектов за последний год?
Александр Афанасьев: Кризис коснулся всех. Люди стали реже
ходить в рестораны. Вне зависимости от класса заведения. В наименьшей степени
пострадали ресторанные группы и сетевые проекты, давно зарекомендовавшие себя на
рынке. В первую очередь за счет возможности перераспределения финансовых потоков
и наличия единой базы лояльных клиентов.
В ресторанах сети "Тритон" наблюдается снижение количества
гостей (15% по сравнению с 2008 годом), которое компенсируется увеличением суммы
среднего счета. Значительных финансовых потерь компания не несет. Более того,
ресторанная группа "Тритон" активно развивается. Недавно был открыт новый проект
"Русская чарка". Это ресторан классической русской кухни, расположенный в центре
города. В планах — запуск новых проектов в 2010–2011
году.