В Петербурге все большим успехом пользуется бизнес по так называемому информационному сопровождению крупных проектов. Зарабатывают на этом до $10 млн в год. Вот только те, кто отказываются от такой услуги, сталкиваются с акциями народного гнева, пишет "Деловой Петербург".
Подобный бизнес существовал в городе еще в начале 2000–х
гг., рассказал "Деловому Петербургу" Василий
Сопромадзе, экс–глава девелоперской "Корпорации–С", известной скандальными
проектами в центре города, многие из которых сопровождались акциями
протеста.
Первые атаки совершались на проекты, где усматривалось
возможное нарушение закона. Однако позже информационным рейдерам пришлось от
этого отказаться, чтобы не вступать в конкуренцию с правоохранительными
органами.
Народные волнения против бизнеса в Петербурге
активизировались после решения федеральных властей об отмене губернаторских
выборов. В итоге специалисты по политическому пиару переключились на
корпоративный сектор. Наиболее заметные их акции сейчас — конфликты на
Кировском заводе, а также между совладельцами корпорации "ЛЭК" Андреем Рогачевым
и Павлом Андреевым. Нередко одни и те же PR–специалисты обслуживают обе
противоборствующие стороны. Один из первых примеров — скандал 2005 г.,
когда власти пошли навстречу жителям и отменили строительство ресторана "Блин
Дональт's" на пл. Мужества.
Одним из наиболее масштабных проектов стала акция
протеста против строительства коттеджей конституционных судей. По одной из
версий, волнения были инициированы московскими бизнес–группами, не желающими
переезда судей в Петербург. Так или иначе, но в результате далеко не все судьи
переехали жить на Крестовский остров, где на обустройство их быта ушло около 9
млрд рублей.
Действия пиарщиков могут быть направлены не только против
строителей. В этом году их жертвой стал глава КЭРППиТ Сергей Бодрунов, против
которого была развязана информационная война. Первым о скандале вокруг чиновника
сообщил портал "Лениздат.ru". Этот ресурс входит в холдинг "Медиа СПб", который
контролирует также такие интернет–ресурсы и СМИ, как "Закс.ru", "Горзаказ.орг",
местное представительство московской "Новой газеты", часть акций которой
принадлежит депутату Госдумы РФ Александру Лебедеву и бывшему президенту СССР
Михаилу Горбачеву. Возглавляет группу "Медиа СПб" Дмитрий Жвания.
Разгромные статьи с ресурсов "Медиа СПб" зачастую начинают
тиражировать остальные СМИ, вплоть до крупных федеральных. Затем подогретое
народное возмущение используется профессиональными агитаторами для организации
протестных акций жителей. К конфликтам стали привлекаться экологические
организации. Нередко участие в акциях и депутатов парламента Петербурга.
"В городе существует несколько популярных информационных
порталов, которые читают администрация и влиятельные бизнесмены. Публикации там
способны вызвать веерные проверки всеми инстанциями, вплоть до пожарников. За
одну публикацию берут от 150 тыс. рублей. Это стартовая сумма. Однажды на одну
крупную сеть магазинов было потрачено более 10 млн рублей", —
рассказывает Антон Вуйма, автор книги "Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и
не только".
Сам Дмитрий Жвания отрегировал на звонок корреспондента "Делового Петербурга" следующим образом: "Если
информация с обвинениями нас в шантаже будет опубликована, наши юристы будут
защищать наше имя. Я расцениваю все это, в частности и ваш звонок, как
продолжение информационной войны против нас. Против СМИ, которые говорят об
"Охта Центре" и других проблемах Петербурга. Это делают те, кто идет на
клеветничество, чтобы опорочить нас и обвинить в информационном рэкете. Слухи
против нас распространяют пиарщики, нанятые "Газпромом". Несмотря на огромный
ресурс, они проигрывают нашим СМИ".