ОСАГО больше не спасет

Автор фото: "ДП"

Каждый десятый водитель ездит с ущербным полисом ОСАГО, который ни от чего не защищает. Пострадать могут автомобилисты, купившие полис у реально работающей компании.

Непрекращающийся уход с рынка страховых компаний приводит к выбросу на рынок недействительных полисов ОСАГО. Около 13% водителей ездят с ущербными полисами ОСАГО.
Недействительными можно считать полисы "РуссоБалт" (после 19 февраля 2009 года), "ЛК Сити" и "СВОД" (с 27 августа 2009 года). Пострадавшие от застрахованных в этих компаниях вынуждены требовать выплату непосредственно с виновника. В этих трех компаниях примерно 6–7% рынка.
Зачастую автовладелец не догадывается, что полис ОСАГО его не защищает. Такое происходит, если страховой агент или брокер оказался недобросовестным и продал недействительную страховку.
"Как только лицензия приостанавливается, компания не имеет права продавать полисы ОСАГО, — говорит Александр Куликов, директор филиала "Спасские Ворота". — Однако посредники об этом "забывают".
Эксперты добавляют, что после приостановления лицензии посредники считают, что компании не выжить (обычно так и бывает), и не возвращают ей деньги, полученные за заключенные договоры, а также сами полисы. Затем эти полисы ОСАГО оказываются на открытом рынке, но они уже не защищают.ОСАГО больше не спасетОСАГО больше не спасет
Более того, пострадать могут автомобилисты, купившие полис у реально работающей компании. Так, этим летом Арбитражный суд Петербурга вынес решение о банкротстве страховой компании "Конда". По закону о банкротстве с момента решения суда все договоры становятся недействительными, в том числе ОСАГО. В Петербурге до 60 тыс. автомобилистов обеспечены полисами ОСАГО этой компании, она занимала 5–е место по сборам в Петербурге.
По рынку также "гуляют" полисы ушедших с рынка компаний, которые не отчитались должным образом перед Российским союзом автостраховщиков (РСА).
В союзе говорят о сотнях тысяч таких бланков, однако в продажу попадает лишь небольшая их часть и заметного влияния на рынок такие полисы не оказывают. Аналитики говорят, что всплеск таких продаж был 2–3 года назад — тогда пустой бланк можно было купить за 500 рублей.
Зачастую, когда у компании приостанавливается лицензия, она прекращает работу. "В таком случае можно воспользоваться системой прямого урегулирования", — советует Михаил Потапов, начальник отдела ОСАГО петербургского филиала "СОГАЗ". Он подчеркивает, что лицензия у компании должна быть приостановлена (не отозвана) и полисы обоих участников ДТП должны быть выписаны после 1 марта 2009 года.
Если компания ушла с рынка, то за нее платит РСА, через посредника. Обычно это "Русский Мир", ВСК, "Альфастрахование" или "МАКС". Алексей Кузнецов, руководитель юридического бюро "Правила страхования", говорит, что получение выплаты через структуры РСА стало менее комфортным.
"Зачастую эта организация ведет себя как плохой страховщик", — отмечает он, допуская, что жесткость в выплатах объясняется сокращением компенсационного фонда: уже несколько месяцев выплаты из него превышают размер взносов.