Купить у должника

СПб. Из-за кризиса увеличивается число заемщиков, испытывающих затруднения по оплате автокредита. Но банки соглашаются со сменой заемщика только на ужесточенных условиях.

До осени 2008 года можно было без затруднений взять автокредит под 10% годовых в рублях. Сейчас подобные условия предоставляют только редкие банки на ограниченный круг моделей (обычно это субсидированные со стороны правительства или автопроизводителей кредиты). Средние же ставки выросли до 15-20% годовых и выше.
Избавиться от бремени
Но даже с прежними невысокими ставками справляются далеко не все заемщики. Из-за проблем с погашением долга на вторичный рынок автомобилей все чаще начинают поступать кредитные машины.
«Филиал реализует около 10 автомобилей, находящихся в залоге у банка, и еще около 10 авто продаются клиентами самостоятельно», -- рассказал Виталий Демидов, управляющий Петербургским филиалом Абсолют Банка. Всего филиал обслуживает свыше 6 тыс. автокредитов.
По оценкам экспертов, всего в Петербурге до 300 тыс. автомобилей, по которым еще не выплачен кредит. По их же оценкам, около 10% заемщиков начинают испытывать трудности со своевременным погашением кредита. Впрочем, волна неплатежей пока не захлестнула банки, так как заемщики находят альтернативные ресурсы для погашения долгов. Тем не менее с развитием кризиса вероятно увеличение продаж кредитных машин на вторичном рынке.
При невозможности платить за кредит заемщику выгоднее самостоятельно реализовать машину. Но для покупателя такая машина более хлопотна в приобретении, так как ему придется оплатить одну часть ее стоимости банку, а другую -- продавцу (заемщику банка). Поэтому цена автомобиля с таким обременением, скорее всего, окажется ниже рыночной.
Впрочем, при этом у такой покупки есть и свои плюсы. Так, история машины, как правило, чистая, так как у нее один владелец, приобреталась и обслуживалась она, скорее всего, у официального дилера. Всегда можно запросить страховщика о происшествиях с автомобилем.
Переход долга
У покупателя автомобиля, за который еще не выплачен кредит, существует возможность переоформить оставшуюся часть долга на себя. Но простая смена заемщика в рамках одного договора банками не практикуется.
«На практике право цессии (переуступки) распространено только в недвижимости, -- отмечает Дмитрий Захаров, генеральный директор брокера «Ник». -- Банкам, в отличие от строителей, законодательство ставит более жесткие ограничения».
Максимум, что могут сделать банкиры, -- это расторгнуть договор со старым заемщиком и заключить с новым, но на других, менее выгодных для него условиях. Впрочем, некоторые банки, отказывая в официальном переоформлении, могут закрыть глаза на неофициальную передачу авто. В таком случае покупатель ездит по генеральной доверенности, а в нотариальном договоре указывается, что после закрытия кредита машина меняет собственника. ПТС, оформленный на прежнего владельца, остается в залоге у банка.
Данная схема требует максимального доверия обеих сторон друг к другу. Юридический собственник машины должен понимать, что долг висит на нем и именно к нему придут коллекторы, если покупатель не сможет гасить кредит.
Финансовые трудности вынудили ряд автовладельцев отказаться своих автомобилей, кредиты по которым они не в состоянии выплатить в срок.
Фото: reuters