"Почта России" подставляет лицо клиенту

Глава "Почты России" Александр Киселев решил повернуть ее "лицом к клиенту". Как это надо сделать, он рассказал на форуме "Почтовая тройка — 2009", прошедшем 1–2 июля в Петербурге.

Тон мероприятию задал министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щеголев. Он заявил, что макроэкономический кризис выявил негатив, который копился в почтовой отрасли десятилетиями. Теперь же, по мнению Щеголева, настала пора "неэффективные моменты" преодолеть.
"Почта России" сама была­ таким "моментом" до 2008 года. По его итогам она все же сумела впервые за несколько лет стать безубыточной. Правда, выйти в плюс удалось лишь с учетом бюджетной субсидии за доставку периодики. В 2009 году­ компания собирается не только повторить прошлогоднее достижение, но и "выйти на нормальную рентабельность" (в 2008 году — 0,8%).
Александр Киселев, возглавляющий "Почту России", заявил, что она перешла на жесткую политику оптимизации расходов, но принципиально не сокращает производственные затраты и штат (около 420 тыс. человек). Как поясняют в компании, экономическая эффективность повысится за счет модернизации.
Предприятие еще весной подготовило программу модернизации до 2011 года на 101 млрд рублей. Половину­ суммы предполагалось получить из бюджета. Программа пока не утверждена.
Впрочем, уже в этом году Киселев пообещал запустить два новых сортировочных центра — под Москвой и в Петербурге, на Софийской улице. Последний способен обрабатывать 3 млн писем в день и будет обслуживать не только город, но и другие области Северо–Запада.
По словам Киселева, в этой зоне "письма и посылки будут летать в 3 раза быстрее", а это уже "технологический прорыв в истории российской почты". Само строительство центра в Петербурге тоже стало историей. Контракт с Siemens на 50 млн евро был подписан в сентябре 2005 года. Планировалось, что немцы сдадут центр в течение 18 месяцев, но потом сроки неоднократно сдвигались.
"Почта России" возлагает большие надежды на диверсификацию услуг. В частности, компания должна "стать агентом по продвижению продуктов банковского сектора": на почте будут выдавать кредиты, осуществлять операции по счетам, обслуживать банков­ские карты и т.д.
Форум был богат на заявления. Но почему–то участники мероприятия оставили без ответа вопрос Владимира Мау, ректора Академии народного хозяйства и просто известного экономиста. "Можно ли модернизировать почту в условиях кризиса?" — задумался Мау, отметив, что модернизация в условиях бума не получилась. Возможно, собравшиеся сочли этот вопрос риторическим.