Ситуация со спросом и деньгами завтра будет непременно лучше

СПб. Если 2008 год стал лучшим по объемам продаж коммерческого транспорта, то 2009-й претендует на звание худшего. Падение спроса до конца года компенсировать уже не удастся.

В отличие от оптимистичных макроэкономических прогнозов правительства на второе полугодие 2009 года, производители коммерческого транспорта смотрят более трезво. Не наблюдая заметного оживления на строительном рынке, в сегменте грузовых перевозок, свои надежды они отложили на будущий год.
«По результатам продаж за I квартал 2009 года мы поставили на российский рынок 302 автомобиля, по сравнению с тем же периодом 2008-го падение составило 80%», -- делится неутешительными результатами работы Андрей Чурсин, коммерческий директор компании «Скания-Русь».
По данным Михаила Стасюкова, президента автомобильной корпорации «ГРУЗОМОБИЛЬ», продажи техники китайских производителей, выступающей в низком ценовом сегменте, снизились не менее существенно. Однако эксперт не теряет оптимизма и считает, что спрос оживится в отдельных сегментах рынка коммерческого транспорта во втором полугодии 2009 года.
Кризис выявит сильных
Сейчас наиболее перспективным направлением Михаил Стасюков считает продажу подержанных коммерческих автомобилей, аренду, рынок сервисных услуг. «В то же время на рынке продаж новых грузовиков будет происходить передел рынка теми компаниями, которые смогли приспособиться к новым условиям торговли и оказания сервисных услуг», -- утверждает Михаил Стасюков.
Оснований для возвращения в зону роста у бизнеса пока нет, поэтому и производители, и дилеры коммерческого транспорта сосредоточили усилия на качестве обслуживания собственных клиентов. Именно в условиях кризиса, когда спрос минимален, можно определить самых профессиональных игроков. Вне зависимости от финансовых проблем в мире технику все равно необходимо ремонтировать. Поэтому борьба за клиента перешла с поля продаж в зону сервиса.
«Сейчас наша основная задача -- помочь нашим клиентам, предлагая специальные программы по приобретению техники. Поэтому мы значительно снизили цена на запчасти, несмотря на рост курса евро, а также запустил программу сервисного обслуживания по договору на срок до 5 лет с фиксированными ценами на весь период», -- рассказывает об антикризисных действиях своей компании Андрей Чурсин.
Битва за лояльность
По словам Михаила Стасюкова, наращивание объемов и качества сервисных услуг позволит поддерживать близкий контакт с теми компаниями, которые эксплуатируют поставленную им технику.
«Это в свою очередь позволит предлагать этим компаниям на выгодных условиях варианты по наращиванию или модернизации своего автопарка при появлении такой возможности или потребности», -- раскрывает­ технологии работы с клиентами Михаил Стасюков.
Кай Рейхерт, первый заместитель генерального директора «МАН Автомобили Россия», согласен с тем, что удержание лояльных клиентов -- одна из основных задач производителей коммерческого транспорта в условиях кризиса. Какой бы не была ситуация с деньгами и спросом сегодня, она точно будет лучше завтра.
«Для обслуживания клиентов мы поставили определенную задачу -- увеличить число сервисных станций с восьми в 2006 году до 40 в 2009-м и очень своевременно ее достигли», -- поясняет эксперт.
Цена не играет роли
Спрос на коммерческий транспорт сейчас практически не зависит от цены. Как показывает практика, ни дорогие европейские, ни дешевые китайские производители удержать прежние уровни продаж не в состоянии.
«За первое полугодие 2009 года падение продаж у китайских производителей в России по тяжелым грузовикам составляет до 80, а по легким -- до 60%», -- приводит статистику Михаил Стасюков, констатируя остановку лавинообразной экспансии китайских производителей на рынок России.
По мнению Кая Рейхерта, рынок могут поддержать продажи подержанных автомобилей. Однако уверенности в том, что производители как-то смогут на этом заработать, немного. Ведь парк подержанных автомобилей может по более выгодным ценам обновляться за счет распродаж. Компаний, вынужденных избавляться от собственного автопарка, на рынке уже достаточно.
«Клиент, у которого нет денег на новый автомобиль, но есть на бюджетный, стоит перед выбором: приобрести новый бюджетный автомобиль российской сборки или подержанный грузовик в прекрасном состоянии, отвечающий всем требованиям клиента. Судя по росту в секторе продаж подержанной техники, часто выбор происходит в пользу подержанного грузовика», -- рассуждает Кай Рейхерт.
Рассчитывать на доступный коммерческий транспорт импортного производства сегодня не приходится. Увеличение ввозных пошлин, нестабильность спроса и кризис перепроизводства у отечественных производителей не оставляют покупателям выбора. Однако вряд ли это обеспечит отечественным поставщикам достойный уровень продаж.
Рассчитывать на доступный коммерческий транспорт импортного производства сегодня не приходится.
фото: итар-тасс