"Microsoft рассматривает некоммерческие организации как партнеров"

Руководитель стратегических программ Microsoft в России Инесса Грикурова рассказала о расширении поддержки компанией Microsoft российского некоммерческого сектора.

В рамках всероссийской программы технологической поддержки некоммерческого сектора "инфоДонор" компания планирует ежегодно передавать некоммерческим организациям России в виде пожертвования программное обеспечение Microsoft на миллионы долларов. Программа была представлена петербургским НКО на прошедшей 23 апреля в Санкт–Петербурге конференции Microsoft "День некоммерческих организаций". На мероприятии представители компании также рассказали о проекте "Открытый мир информационных технологий", инвестиции в который уже составили около $1 млн, и планируется еще вложить в 2009 году около $0,5 млн.

"ДП": Какова стратегия благотворительной деятельности компании Microsoft в России?
Инесса Грикурова: Когда думают о Microsoft, то часто вспоминают благотворительность, потому что ею активно и плодотворно занимается Фонд Билла и Мелинды Гейтс, но это не благотворительность компании, а частная инициатива, что необходимо разделять. У компании есть свое направление работы, отчасти похожее на филантропическую деятельность, только гораздо шире: это не только благотворительная деятельность и не столько корпоративная социальная ответственность (КСО), а скорее — корпоративное гражданство (corporate citizenship). Данный термин не очень активно пока используется в России, поскольку слово "гражданство" у нас традиционно понимается в довольно узком смысле — как принадлежность к государству. Однако мы считаем его наиболее подходящим для характеристики нашей позиции и направлений деятельности. Microsoft, будучи лидером мировой индустрии программного обеспечения, еще и активно участвует в экономическом и социальном развитии стран, в которых работает. При этом мы стараемся фокусироваться на тех направлениях, где в силу нашей компетенции мы можем принести больше пользы. И, что важно, реализуя свои инициативы и программы, мы опираемся на партнерство с некоммерческими организациями, с которыми мы не просто делимся своими ресурсами, а вместе работаем.

"ДП": Каким образом Microsoft сотрудничает с НКО?
И.Г.: Мы считаем некоммерческие организации своими партнерами во многих направлениях деятельности. Из наиболее значимых и ярких я бы выделила прежде всего программу повышения компьютерной грамотности и в ее рамках — масштабный проект "Открытый мир информационных технологий" (IDEA), который уже четвертый год реализуется в России совместно с международной организацией PH International.
Другим хорошим примером является программа технологической поддержки некоммерческих организаций "инфоДонор". Здесь вместе с автономной исследовательской и сервисной некоммерческой организацией "Институт развития информационного общества" (ИРИО) мы работаем над тем, чтобы российские некоммерческие организации имели доступ к нашему самому современному программному обеспечению. И еще одна инициатива, о которой я не могу не упомянуть, — это информационный портал NGO connection, созданный нами специально для некоммерческого сектора. Он существует на шести языках, в том числе и на русском. Это единая точка входа для НКО, которая позволяет существенно упростить получение необходимой информации таким организациям: теперь они могут зайти на www.microsoft.com/ngo/russian и увидеть всю информацию, которая у нас есть для некоммерческих организаций, в одном месте.
Есть еще одно важное направление, где мы активно сотрудничаем с некоммерческими организациями, — это добровольческие инициативы наших сотрудников.
"ДП": Насколько я знаю, в учебных центрах проекта "Открытый мир информационных технологий" людей бесплатно учат пользоваться компьютером. Расскажите, пожалуйста, зачем это делается?
И.Г.: Microsoft как компания "родилась" с мечтой о том, чтобы у каждого на столе был компьютер. Все эти годы, создавая новые технологии, мы понимали, насколько важно обеспечивать их доступность для людей. Представительство Microsoft в России открыто уже более 15 лет назад, с тех пор мы реализовали много различных проектов, для того чтобы сделать технологии ближе и доступнее нашим согражданам. В последние годы очень значительные позитивные изменения произошли в нашей стране в части компьютеризации, но вопросы грамотности населения в этой области — и в этом смысле преодоления цифрового неравенства — еще более чем актуальны. Причем особую остроту они приобрели в связи с негативными последствиями мирового экономического кризиса: резко усилилась конкуренция на рынке труда и люди, не умеющие использовать компьютер или работать в Сети, находятся сейчас в гораздо более невыгодном положении по сравнению с теми, кто обладает необходимыми знаниями и навыками.
Поэтому, обучая людей в наших центрах проекта "Открытый мир информационных технологий", мы повышаем их шансы на получение хорошей работы на рынке труда. Среди тех, кто обращается в наши центры компьютерной грамотности, много людей среднего возраста и много женщин. В условиях растущей безработицы это наиболее уязвимая часть населения. Многие наши центры напрямую сотрудничают с центрами занятости, откуда приходят люди к нам на обучение.
Мы видим, насколько это необходимо, когда читаем на сайте idea–russia.ru реальные истории людей, которые прошли курсы и благодаря этому нашли работу или привнесли что–то новое в свою прежнюю жизнь, повысили свою самооценку. Это истории о том, как люди могут хоть что–то изменить благодаря информационным технологиям. Мы помогаем людям увидеть новые возможности, которые открывает для них мир ИКТ.
Во многих центрах обучают не только компьютерной грамотности, но и составлению грамотных резюме, эффективному поиску работы в Интернете как одном из наиболее доступных ресурсов. Особенно это важно для инвалидов, которые могут найти благодаря Сети не только работу, но и общение. На сегодняшний день более 8 тыс. людей с ограниченными возможностями здоровья приняло участие в наших семинарах и курсах.
За 3 года через курсы прошло 50 тыс. человек, еще около четверти млн благодаря деятельности этих центров получили доступ к технологиям — выход в Интернет или просто доступ к компьютеру.
На сегодняшний день существует 58 таких центров, но мы понимаем, что сегодня этого мало, и до конца 2009 года хотели бы увеличить их количество до 100 и обучать 100 тыс. человек в год. Уже есть, на что опереться, есть опыт, практика, организации, которые активно интересуются, как они могли бы вести аналогичную деятельность. Наши первые региональные центры работают для таких организаций как методические центры, оказывают им консультационные услуги.

"ДП": Но Microsoft и просто помогает НКО через гранты и технологическую поддержку?
И.Г.: Цифровой разрыв существует не только в географическом плане, но и между коммерческими и некоммерческими организациями. В России эту проблему решает программа "инфоДонор", которая является частью глобальной программы технологической поддержки благотворительных и некоммерческих организаций.
Поддержка осуществляется в виде пожертвований программного обеспечения и компьютерного оборудования некоммерческим организациям. По нашим оценкам и оценкам Общественной палаты, с которой мы обсуждали программу "инфоДонор", получить помощь смогут около 120 тыс. неправительственных НКО. При этом затраты для них будут минимальными (небольшой административный сбор). В рамках программы мы предоставляем на безвозмездной основе широкий набор продуктов, самое современное программное обеспечение.
Правда, в рамках программы существуют некоторые ограничения и критерии отбора. Например, мы не можем предоставлять пожертвования программного обеспечения политическим партиям, религиозным организациям и учебным заведениям. Для учебных организаций мы предлагаем другие программы сотрудничества, которые дают возможность получить ПО Microsoft на льготных условиях.
Официально программа стартовала 19 марта. В России мы инициаторы и пока единственные ее доноры, но мы надеемся, что и другие международные и российские компании, поставщики и производители программного обеспечения и оборудования, к ней вскоре присоединятся. Через "инфоДонор" мы планируем решить задачу обеспечения доступности лицензионного и самого современного ПО для некоммерческих организаций.
"ДП": Какие благотворительные проекты Microsoft поддерживал в России в предыдущие годы?
И.Г.: С 1992 года, когда был открыт офис Microsoft в России, было реализовано много различных проектов. Мы много и плодотворно сотрудничали с Межрегиональной общественной организацией (МОО) "Достижения молодых" — Junior Achievement Russia, помогая партнерам интегрировать IT–компонент в учебные программы организации. Замечательный проект "Тюмень–Липецк: компьютерный всеобуч" мы реализовали с нашим давним парнером Фондом "Новые перспективы". В прошлом году мы вернулись к идее "Компьютерный всеобуч", вместе сделали еще один проект, посвятив его Году семьи. У этой организации, кроме большого опыта работы с молодежью, есть необходимая экспертиза в сфере информационно–компьютерных технологий (ИКТ). Для нас очень важно, чтобы некоммерческая организация, с которой мы партнерствуем в реализации наших совместных проектов, имела знания и опыт подобной деятельности.
"ДП": Расскажите, пожалуйста, о добровольческих инициативах сотрудников.
И.Г.: Добровольчество всегда поощрялось в компании, и год назад в российском офисе была принята официальная политика и процедура того, каким образом компания Microsoft будет поддерживать сотрудника, если у него возникнет добровольческая инициатива в работе с местным сообществом. Компания в таких случаях предоставляет сотруднику до 3 оплаченных дней в году, а также возможность использовать свои ресурсы.
Наши добровольцы тесно сотрудничают с Региональным общественным благотворительным фондом помощи тяжелобольным и обездоленным детям под руководством Лины Зиновьевны Салтыковой, который помогает Российской детской клинической больнице (Москва). Взаимодействие происходит на постоянной основе и не ограничивается пожертвованиями. Наши коллеги постоянно тем или иным образом участвуют в деятельности этого фонда, который помогает выбрать направление добровольческих проектов и затем оказывает поддержку в их реализации. Мы восхищаемся энергией сотрудников фонда, благодаря усилиям которых сейчас достраивается загородный реабилитационный центр "В гостях у Незнайки" для долечивания детей из детских домов со всей России. Наши добровольцы помогают также и в этом проекте фонду.
В Нижнем Новгороде наши добровольцы курируют школу–интернат для слепых и слабовидящих детей. Год назад группа наших коллег предложила в рамках тим–билдинга сделать что–то полезное для этой школы, и наш менеджер социальных проектов помог превратить эту идею в проект: в школе был обновлен компьютерный класс и создан еще один новый класс, а также компьютерная школьная сеть и веб–сайт школы. Мы сняли об этом проекте видеоролик, чтобы другие сотрудники знали, что сделали их коллеги. И сейчас мы не теряем связь со школой — наши коллеги приходят туда и рассказывают детям о своей работе, что должно помочь им в выборе будущей профессии. Продолжая профориентацию, детей будут знакомить на экскурсиях в компаниях партнеров и клиентов Microsoft со специальностями, где можно использовать компьютер. Все это делается с целью расширить возможности их трудоустройства.
Есть и другие направления добровольческой деятельности. Например, "Юнайтед Уэй" в России (в 2008 году московское представительство "Юнайтед Уэй Интернэшнл" перерегистрировано как Российский благотворительный фонд "Дорога вместе". — Ред.) помог нам скоординировать участие сотрудников нашего московского офиса в общероссийской "Неделе добра".
По статистике небольшой процент сотрудников постоянно участвует в каких–либо группах, но в отдельных акциях практически каждый стремится принять участие.
Что касается добровольческих инициатив, то на этом направлении особенно необходимо сотрудничество с НКО, потому что никто как они не понимают потребности нуждающихся в помощи и то, что именно нужно делать. Благодаря их опыту наша поддержка более организована, правильно направлена, а потому эффективна.