Ученые приблизились к разгадке русской души и выяснили, что чужой успех, в отличие от проблем, обычно вызывает неприязнь, а работать люди либо не хотят, либо не умеют.
Кризис сделал тайное более явным. Судя по
итогам ежегодного опроса Всероссийского центра исследования общественного
мнения (ВЦИОМ), в ходе кризиса отношение россиян к предпринимателям
заметно улучшилось.
Также выяснилось, что работать в России люди в массе своей
либо не хотят, либо не умеют.
Во вторник ВЦИОМ представил данные ежегодного исследования,
посвященного проблемам российского бизнеса. Исследование проводилось по заказу
Российского союза промышленников и предпринимателей среди владельцев и
топ–менеджеров частных компаний.
Как оказалось, население если не полюбило предпринимателей
"за муки" кризисного периода, то во всяком случае сменило гнев на
милость. На фоне банкротств и потери состояний, средний балл вырос с 3,86 в
конце 2007 года до 4,25 в 2008–м. Измерение отношений велось по семибалльной
шкале от 1 балла — "очень плохо" до 7 баллов — "очень хорошо".
Участники опроса также отметили уху
дшение делового
климата. К примеру, если возможность для бизнесмена обосноваться на рынке
другого региона в 2007 году оценивали в 3,74 балла, то теперь — в
3,61. Отношения внутри самого делового сообщества, по оценке опрошенных
менеджеров, стали прохладнее — 4,54 против 4,59.
Среди наиболее острых проблем, стоящих перед
предпринимателями в РФ, были отмечены нехватка квалифицированных
кадров и рост цен — 60% и 52%. В 2007 году эти показатели
составляли 53% и 38%. При этом 76% опрошенных в 2008 году заявили, что
именно нехватка квалифицированных кадров в ближайшие 2–3 года может стать
главной для бизнеса.
Также к числу острых вопросов предприниматели отнесли
избыточно высокие налоговые ставки (43%), коррупцию (42%), высокие
административные барьеры (41%), недобросовестную конкуренцию (29%),
недостаточную защищенность прав собственности и контрактных прав (23%),
сложность с доступом к внешнему финансированию (17%) и т.д.
По прогнозам предпринимателей, помимо кадрового голода,
негативно на бизнес будут влиять жесткая конкуренция (60%), нехватка объектов
инфраструктуры (45%), плохой доступ к энергетическим (42%), финансовым (40%),
материально–техническим (34%) и технологическим ресурсам
(33%).