В кризис подешевело...время

Ректор Стокгольмской школы экономики в России Андерш Лильенберг рассказал о беспроигрышных инвестициях в период кризиса, раскрыл секрет, как заметить переломный момент в экономике и объяснил, почему подешевело время.

Dpmoney: Дайте свою оценку текущей экономической ситуации.
Андерш Лильенберг: Несомненно, экономика переживает крупный спад. Снижение объема ВВП в очень многих странах - это рецессия по определению. Один из самых интересных сейчас вопросов - продолжает ли экономика катиться вниз или она начала выкарабкиваться из ямы. С психологической точки зрения намного лучше знать, что, хотя дела идут не очень хорошо, самое страшное уже позади, чем понимать, что мы еще держимся, но дальше будет хуже. В последнее время мы наблюдаем некоторые позитивные сдвиги в экономике США. Возможно, это первые признаки подъема, и уже совсем скоро мы увидим свет в конце тоннеля. Думаю, как только это случится, экономика пойдет на поправку очень быстро.
Dpmoney: Как вы оцениваете антикризисные меры, которые были предложены в рамках "Большой двадцатки"?
А.Л.: Как мы знаем, лидеры стран "Большой двадцатки" приняли решение о масштабных финансовых влияниях в мировую экономику с целью вывода ее из кризиса. Но, думаю, самое важное - это даже не столько сами деньги, сколько психологический эффект этого решения. Это придаст экономике сил и вселит уверенность в будущем.
В кризис подешевело...время В кризис подешевело...время
Dpmoney: "Большая двадцатка" приняла решение выделить $5 трлн странам, которые максимально пострадают от кризиса, находите ли Вы эту меру необходимой?
А.Л.: Оценить действенность этой меры сейчас невероятно сложно, поскольку мы никогда ничего подобного не делали. Однако сам факт выделения такой гигантской суммы говорит о готовности изменить ситуацию. Такой сигнал чрезвычайно важен, чтобы заронить в души людей надежду.
Dpmoney: Как Вы оцениваете действия российского правительства по выходу из кризиса?
А.Л.: Сразу скажу, что не являюсь специалистом по экономике России. Тем не менее, позволю себе затронуть два аспекта. В январе Всемирный банк дал оценку действиям властей различных стран, и российское правительство удостоилось положительных отзывов по многим направлениям. Оно действовало быстро, и это очень хорошо. Критике подверглись лишь меры российских властей по поддержке банковской системы. Грамотные действия в этой сфере могут дать положительный долгосрочный результат. До тех пор, пока не удастся восстановить доверие в банковской системе, остальная экономика не поднимется. Думаю, банковская система требует более пристального внимания и поддержки.
Второй аспект даже более важен. Я говорю о прозрачности намерений. Люди не слишком хорошо представляют себе намерения российских властей и это большой недостаток в деятельности правительства. В кризисные времена уровень неопределенности и без того очень высок, а если нет ясности относительно действий властей, он становится еще выше, и людям теряют последнюю надежду.
Dpmoney: Дайте свой прогноз по курсу доллара.
А.Л.: По моим ощущениям за последние несколько месяцев доллар набрал силу. Это большая валюта, а когда экономику лихорадит, люди стараются держаться за большую валюту. Маленькие валюты никого не интересуют. Поэтому, например, та же шведская крона сильно ослабла по отношению к доллару. И, конечно, очень большую роль сыграло вступление Барака Обамы в должность президента США. С ним связывают большие надежды, в том числе - надежды на решительные меры по оздоровлению американской экономики. Думаю, что своим укреплением доллар в немалой степени обязан приходу Обамы на президентский пост.
Dpmoney: В рамках "Большой двадцатки" Россия выступила с инициативой создания"наднациональной" валюты. Каковы реальные перспективы такого предложения?
А.Л.: Давайте возьмем для примера Европу, где введение евро в качестве единой валюты большинства стран Евросоюза было сопряжено с большими спорами. У такого шага множество "за" и "против". Что до общемировой валюты, думаю, это прекрасная идея на будущее, но мы пока очень и очень далеки от ее реализации. Мне кажется, нам пока что элементарно не хватает понимания того, к чему это приведет. Думаю, что пока это очень сырая идея.
Dpmoney: Какие отрасли на ваш взгляд выйдут из кризиса первыми?
А.Л.: Думаю, те же самые, что первые в нем оказались. В первую очередь - транспорт, производство упаковки и реклама. Сегодняшнее состояние этих отраслей указывает на будущее состояние всей экономики. Эти отрасли первыми падают и первыми поднимаются. Хотите узнать, что будет с экономикой - следите за спросом на перевозки и рекламу.
Dpmoney: А телекоммуникации?
А.Л.: С коммуникациями несколько другое дело. По сравнению с многими другими отраслями, у телекоммуникаций дела идут очень даже неплохо, потому что спрос на услуги этой отрасли носит структурный характер - люди не звонят меньше из-за кризиса - так или иначе связью пользоваться надо. Поэтому, несмотря на некоторый спад в этой отрасли, я не думаю, что телекоммуникации станут локомотивом экономического подъема. Отрасль будет развиваться, впрочем, как и раньше. Гораздо более важное значение имеет ситуация в отраслях, переживших сильный спад.
Dpmoney: Как кризис изменит мировую экономику?
А.Л.: Это очень и очень интересный вопрос. Сегодня начали говорить о капитализме с человеческим лицом. Люди постепенно начинают смотреть на экономику именно с таких позиций. Они задаются вопросом: как можно улучшить функционирование рыночной экономики? Мне кажется, теперь мы смотрим на рыночную экономику гораздо более трезвыми глазами. Мы намного лучше понимаем ее недостатки. Мы поняли, что работу рынка нельзя оценивать только по квартальным показателям, и что большое значение имеет развитие в длительной перспективе. Что требуется более тесное сотрудничество с правительствами и гражданами. Экономика сейчас чувствует себя как человек после вчерашнего застолья. Утром он открывает глаза и вдруг понимает, что мир вокруг уже не тот, что вчера. Возможно, впоследствии мы назовем этот новый мир капитализмом с человеческим лицом.
Dpmoney: Вы являетесь ректором экономической школы. Как на ней отразилась текущая экономическая ситуация?
А.Л.: Я бы сказал неправду, сказав, что кризис никак не отразился на школе. Студенты и корпоративные клиенты чувствуют себя не так уверенно, как раньше. Тем не менее, одно то, что сегодня здесь собралось такое большое количество людей, говорит о большом интересе к нашей деятельности в России. Мы идем в лидерах рынка, и останемся в лидерах. Наши позиции на рынке сильны потому, что мы знаем, как надо работать и во время подъема, и во время спада. Думаю, в конечном счете, кризис будет на руку серьезным игрокам рынка, тем, кто смотрит в будущее, таким как мы, ведь работа на перспективу - один из главных принципов нашей работы. Люди теперь еще более вдумчиво подходят к выбору объектов вложения своего времени и сил. Инвестировав в образование в кризисное время, вы, когда экономика пойдет вверх, будете лучше других готовы к процветанию, к тому, чтобы использовать все имеющиеся возможности роста и развития. И мы, естественно, пытаемся донести эту мысль до сознания наших клиентов.
Dpmoney: Сейчас много говорят о том, что в период кризиса самыми надежными являются инвестиции "в себя": в собственное здоровье, образование, личностный рост. Вы разделяете эту точку зрения?
А.Л.: Согласен целиком и полностью. Начнем с того, что любые инвестиции сопряжены с риском. И чем выше риск, тем больше отдача. Но в случае с программой МВА риск весьма и весьма невысок, а отдача очень велика. Удачнее времени для учебы, чем кризис, не придумаешь. Кроме того, стоимость обучения на таких программах, как наши, - это не столько цена, которую вы платите за обучение, сколько стоимость времени, которые вы проводите вдали от работы и от семьи. А в кризис время стоит несколько дешевле, поскольку экономика замирает. Инвестиции в себя в период кризиса еще и потому выгодны, что стоимость их намного ниже, чем во времена экономического бума. Так что я полностью согласен с идеей образования в кризис. Это очень умный шаг. И мы стараемся пропагандировать эту идею, мы говорим нашим клиентам: сейчас самое время послать сотрудников на программу МВА. Мы говорим им, что когда экономика воспрянет, они будут готовы к подъему намного лучше остальных.