Дмитрий Гришин: "Мы не сокращаем и не планируем сокращать персонал"

Почему он-лайн игры помогают бороться с тяжелой экономической ситуацией, какие сервисы станут популярны в посткризисный период и почему не надо сокращаит персонал, генеральный директор Mail.ru Дмитрий Гришин рассказал в эксклюзивном интервью dpmoney.

Dpmoney: Расскажите о планах Вашей компании на 2009 год? На какие финансовые показатели Вы нацелены? Какие основные цели ставите перед собой на этот год? Чего рассчитывает добиться в 2009 году?
Дмитрий Гришин: Делать прогнозы – крайне неблагодарное занятие, тем более в кризис, когда уровень неопределенности на рынке просто зашкаливает. В целом могу сказать, что на 2009 год по выручке мы запланировали рост (в рублях), планируем запуск большого количества новых продуктов (в первую очередь, коммуникационных и игровых), развитие уже существующих. Будем и дальше активно диверсифицировать источники доходов портала – развивать не только медийную рекламу и контекстную, но и, главным образом, направление платных дополнительных сервисов (стратегически мы считаем его одним из самых перспективных и важных). В итоге наша главная задача – сохранять положение главного коммуникационного портала страны, а также удерживать позицию самого посещаемого сайта в России.
Dpmoney: Чувствует ли Mail.Ru на себе влияние кризиса? В чем это выражается?
Д.Г.: Безусловно, мы чувствуем влияние кризиса – Mail.Ru же не в вакууме существует. Например, компания покупает очень много "железа" в долларах, хотя все доходы мы получаем в рублях – логично, что изменение курса валют сказывается. Тем не менее, нам пока, к счастью, лучше, чем многим другим предприятиям. Мы не сокращаем и не планируем сокращать персонал, готовимся к запуску нескольких новых проектов, выручка Mail.Ru по итогам первого квартала выросла в рублях на 40%. При этом мы временно перестали так агрессивно расти с точки зрения количества сотрудников, как раньше, еще внимательнее следим за расходами, а также более консервативно оцениваем планируемые инвестиции.
World of Warcraft спасает от кризиса World of Warcraft спасает от кризиса
Dpmoney: Какую стратегию выбрала компания Mail.Ru в период кризиса? Выживания или развития? И почему?
Д.Г.: Как я уже говорил, Mail.Ru достаточно неплохо чувствует себя в кризис, так что нам нет никакого резона зарываться головой в песок. Кризис – это не катастрофа, а скорее одно из возможных состояний экономики, жить в котором (а не просто выживать) можно и нужно. Так что Mail.Ru продолжает развиваться и мы надеемся в полной мере воспользоваться возможностями, которые предоставляет текущая экономическая ситуация.
В частности, наибольшую часть доходов Mail.Ru сейчас получает от продаж медийной рекламы. А в кризис это направление не только не упало, но даже стало чувствовать себя еще лучше. В условиях общего сокращения бюджетов на продвижение рекламодатели стали активно искать способы наиболее эффективного инвестирования оставшихся денег. Интернет предлагает ничуть не меньшую (а во многих случаях уже даже и большую) аудиторию, чем остальные носители, при этом "порог входа" в нем минимален, а также доступны четкие измерения таргетинга и измерения рекламных кампаний.
Dpmoney: Какие меры предприняла Ваша компания, чтобы минимизировать последствия кризиса (сокращение штата, корректировка расходных статей бюджета, "заморозка" новых проектов и т. д.)? Дали ли они ощутимый эффект?
Д.Г.: Как я уже говорил, прибегать к каким-либо радикальным мерам по борьбе с кризисом нам не пришлось, но мы стали намного консервативнее во многих отношениях – это мера подстраховки на случай возникновения непредвиденных проблем в будущем.
Dpmoney: В бизнес-сообществе склоны рассматривать кризис как удачное время для сделок по слиянию и поглощению. Разделяете ли Вы эту точку зрения? Намерена ли компания Mail.Ru участвовать в сделках такого плана?
Д.Г.: Мы никогда не были достаточно активными покупателями – скорее, мы строители, предпочитаем создавать и развивать свои сервисы целиком самостоятельно. Тем не менее, Mail.Ru и до кризиса, и сейчас внимательно мониторит рынок в поисках интересных стартапов (команд), которые могли бы органично "влиться" в уже существующую структуру портала.
Dpmoney: Эксперты говорят о том, что рынок рекламы "схлопнулся". Какие выходы Вы видите из этой ситуации? Каковы перспективы интернет-рекламы?
Д.Г.: Кризис, действительно, повлиял на российский рынок рекламы в целом далеко не самым лучшим образом. Фактически, все сегменты продемонстрировали резкое падение – кто более, кто менее заметное - кроме Интернета. В 2009 году общий объем рекламного рынка, скорее всего, упадет, при этом Сеть покажет рост и ее доля вырастет (о причинах я уже говорил раньше). Другое дело, что еще пока рано говорить, какая из тенденций окажется сильнее – общее падение или рост конкретно Интернета.
Dpmoney: Изменилась ли аудитория интернета? Какие качественные и количественные изменения Вы видите?
Д.Г.: С количественной точки зрения аудитория Интернета растет, причем постоянно. Сейчас уже, по оценкам аналитиков, в России насчитывается примерно 25-30 млн пользователей Сети. При этом уровень проникновения – 20-25%. Думаю, что у России есть потенциал для достижения европейских показателей – 50-60%.
Что касается качественных характеристик, в изменениях аудитории Интернета за последние несколько лет можно отметить несколько тенденций. Во-первых, если еще несколько лет назад в Сети преобладали пользователи-мужчины (соотношение было примерно 60 на 40 их в пользу), то сейчас количество женщин увеличилось и соотношение стало уже 50 на 50. Во-вторых, растет доля очень молодых пользователей (до 20 лет).
Dpmoney: Трансформировал ли кризис контент рунета? Каким образом?
Д.Г.: Логично, что сейчас наблюдается колоссальный рост пользовательского интереса к проектам с экономическими новостями, к сайтам для поиска работы и т.д. Еще активнее, чем раньше, начало расти развлекательное направление – онлайн-игры, например. В кризис такое средство снятия стресса с низким "порогом входа" очень востребовано людьми. Соответственно, сейчас многие игроки, которые ранее не работали в этих направлениях, начинают стремиться в обозначенные ниши.
Dpmoney: Какие изменения ждут рунет в этом году? Как изменится ситуация в секторе после кризиса, ваш прогноз? Коснутся ли изменения Mail.Ru?
Д.Г.: Думаю, что в этом году кризис вряд ли закончится. Так что 2009 год, в любом случае, будет годом привыкания к новым реалиям, переосмысления своих рыночных стратегий и т.д. С одной стороны, крупные интернет-компании чувствуют себя неплохо, деньги от рекламодателей поступать не перестали, аудитория растет (особенно у некоторых типов сервисов, о чем я уже говорил раньше). С другой, очень плохо себя чувствуют стартапы, которые еще не научились зарабатывать деньги – большинство из них уже умерло, многие на очереди. Но при этом темпы появления новых проектов не снизились – на рынке стало свободнее, так что желающих войти в освободившиеся ниши немало. Все эти проекты надеются «взлететь» вместе с Рунетом в целом после кризиса.
Пожалуй, это основные тенденции. Безусловно, после кризиса все процессы, которые в российском сегменте Сети затормозят свое развитие, вернутся, как минимум, к прежним показателям роста – это касается и роста парка ПК, и улучшения количества и качества интернет-каналов в стране и вообще всего. Безусловно, позитивная общая обстановка на рынке обязательно окажет положительное влияние и на Mail.Ru.
Dpmoney: Как кризис повлиял на Вас лично?
Д.Г.: Могу отметить, что стал уделять больше внимания финансам и некоторым аспектам оперативного управления.
Dpmoney: Ваши ассоциации при слове "кризис"? Представьте, что через пять-десять лет Вы начнете вспоминать 2008 год. Вспомните, ли вы кризис, стало ли для вас это ярким событием?
Д.Г.: Безусловно, такая вещь не забудется – любое крупное потрясение экономики остается в истории. Тем не менее, говорить о том, как именно будет вспоминаться этот кризис лет через 10, пока рано – имеет значение, сколько еще он продлится. Если недолго, то это, скорее, позитивное событие, в известной мере "очистившее" рынок, избавившее инвесторов и многих игроков от неоправданно завышенных ожиданий и т.д. Если же кризис затянется, то это будет, конечно, не очень хорошо и может привести к довольно длительной стагнации отрасли.
Dpmoney: Как долго, на Ваш взгляд, продлится кризис в России?
Д.Г.: Этот кризис как нельзя более ярко показал бессмысленность и абсурдность большинства прогнозов, даже если их делают профи с Wall Street. Так что не буду ничего говорить, чтобы не выглядеть глупо. Просто выскажу надежду, что все продлится не очень долго.
Dpmoney: Обозначьте основные пути развития рунета в посткризисный период?
Д.Г.: Думаю, что наиболее перспективными направлениями останутся коммуникационные сервисы, онлайн-игры, а также мобильные приложения. Также неплохое будущее у веб-картографических сервисов.