Почему он-лайн игры помогают бороться с тяжелой экономической ситуацией, какие сервисы станут популярны в посткризисный период и почему не надо сокращаит персонал, генеральный директор Mail.ru Дмитрий Гришин рассказал в эксклюзивном интервью dpmoney.
Dpmoney: Расскажите о планах Вашей компании на 2009 год? На
какие финансовые показатели Вы нацелены? Какие основные цели ставите перед
собой на этот год? Чего рассчитывает добиться в 2009 году?
Дмитрий Гришин: Делать прогнозы – крайне неблагодарное
занятие, тем более в кризис, когда уровень неопределенности на рынке просто
зашкаливает. В целом могу сказать, что на 2009 год по выручке мы запланировали
рост (в рублях), планируем запуск большого количества новых продуктов (в первую
очередь, коммуникационных и игровых), развитие уже существующих. Будем и дальше
активно диверсифицировать источники доходов портала – развивать не только
медийную рекламу и контекстную, но и, главным образом, направление платных
дополнительных сервисов (стратегически мы считаем его одним из самых
перспективных и важных). В итоге наша главная задача – сохранять положение
главного коммуникационного портала страны, а также удерживать позицию самого
посещаемого сайта в России.
Dpmoney: Чувствует ли Mail.Ru на себе влияние кризиса? В чем это
выражается?
Д.Г.: Безусловно, мы чувствуем влияние кризиса – Mail.Ru же
не в вакууме существует. Например, компания покупает очень много "железа" в
долларах, хотя все доходы мы получаем в рублях – логично, что изменение курса
валют сказывается. Тем не менее, нам пока, к счастью, лучше, чем многим другим
предприятиям. Мы не сокращаем и не планируем сокращать персонал, готовимся к
запуску нескольких новых проектов, выручка Mail.Ru по итогам первого квартала
выросла в рублях на 40%. При этом мы временно перестали так агрессивно расти с
точки зрения количества сотрудников, как раньше, еще внимательнее следим за
расходами, а также более консервативно оцениваем планируемые инвестиции.
Читайте также:
Откровения банкира-полуночника
Dpmoney: Какую стратегию выбрала компания Mail.Ru в период кризиса?
Выживания или развития? И почему?
Д.Г.: Как я уже говорил, Mail.Ru достаточно неплохо
чувствует себя в кризис, так что нам нет никакого резона зарываться головой в
песок. Кризис – это не катастрофа, а скорее одно из возможных состояний
экономики, жить в котором (а не просто выживать) можно и нужно. Так что Mail.Ru
продолжает развиваться и мы надеемся в полной мере воспользоваться
возможностями, которые предоставляет текущая экономическая ситуация.
В частности, наибольшую часть доходов Mail.Ru сейчас получает от продаж
медийной рекламы. А в кризис это направление не только не упало, но даже стало
чувствовать себя еще лучше. В условиях общего сокращения бюджетов на продвижение
рекламодатели стали активно искать способы наиболее эффективного инвестирования
оставшихся денег. Интернет предлагает ничуть не меньшую (а во многих случаях уже
даже и большую) аудиторию, чем остальные носители, при этом "порог входа" в нем
минимален, а также доступны четкие измерения таргетинга и измерения рекламных
кампаний.
Dpmoney: Какие меры предприняла Ваша компания, чтобы минимизировать
последствия кризиса (сокращение штата, корректировка расходных статей бюджета,
"заморозка" новых проектов и т. д.)? Дали ли они ощутимый эффект?
Д.Г.: Как я уже говорил, прибегать к каким-либо радикальным
мерам по борьбе с кризисом нам не пришлось, но мы стали намного консервативнее
во многих отношениях – это мера подстраховки на случай возникновения
непредвиденных проблем в будущем.
Dpmoney: В бизнес-сообществе склоны рассматривать кризис как
удачное время для сделок по слиянию и поглощению. Разделяете ли Вы эту точку
зрения? Намерена ли компания Mail.Ru участвовать в сделках такого
плана?
Д.Г.: Мы никогда не были достаточно активными покупателями –
скорее, мы строители, предпочитаем создавать и развивать свои сервисы целиком
самостоятельно. Тем не менее, Mail.Ru и до кризиса, и сейчас внимательно
мониторит рынок в поисках интересных стартапов (команд), которые могли бы
органично "влиться" в уже существующую структуру портала.
Dpmoney: Эксперты говорят о том, что рынок рекламы "схлопнулся".
Какие выходы Вы видите из этой ситуации? Каковы перспективы
интернет-рекламы?
Д.Г.: Кризис, действительно, повлиял на российский рынок
рекламы в целом далеко не самым лучшим образом. Фактически, все сегменты
продемонстрировали резкое падение – кто более, кто менее заметное - кроме
Интернета. В 2009 году общий объем рекламного рынка, скорее всего, упадет, при
этом Сеть покажет рост и ее доля вырастет (о причинах я уже говорил раньше).
Другое дело, что еще пока рано говорить, какая из тенденций окажется сильнее –
общее падение или рост конкретно Интернета.
Dpmoney: Изменилась ли аудитория интернета? Какие качественные и
количественные изменения Вы видите?
Д.Г.: С количественной точки зрения аудитория Интернета
растет, причем постоянно. Сейчас уже, по оценкам аналитиков, в России
насчитывается примерно 25-30 млн пользователей Сети. При этом уровень
проникновения – 20-25%. Думаю, что у России есть потенциал для достижения
европейских показателей – 50-60%.
Что касается качественных характеристик, в изменениях аудитории Интернета за
последние несколько лет можно отметить несколько тенденций. Во-первых, если еще
несколько лет назад в Сети преобладали пользователи-мужчины (соотношение было
примерно 60 на 40 их в пользу), то сейчас количество женщин увеличилось и
соотношение стало уже 50 на 50. Во-вторых, растет доля очень молодых
пользователей (до 20 лет).
Dpmoney: Трансформировал ли кризис контент рунета? Каким
образом?
Д.Г.: Логично, что сейчас наблюдается колоссальный рост
пользовательского интереса к проектам с экономическими новостями, к сайтам для
поиска работы и т.д. Еще активнее, чем раньше, начало расти развлекательное
направление – онлайн-игры, например. В кризис такое средство снятия стресса с
низким "порогом входа" очень востребовано людьми. Соответственно, сейчас многие
игроки, которые ранее не работали в этих направлениях, начинают стремиться в
обозначенные ниши.
Dpmoney: Какие изменения ждут рунет в этом году? Как изменится
ситуация в секторе после кризиса, ваш прогноз? Коснутся ли изменения
Mail.Ru?
Д.Г.: Думаю, что в этом году кризис вряд ли закончится. Так
что 2009 год, в любом случае, будет годом привыкания к новым реалиям,
переосмысления своих рыночных стратегий и т.д. С одной стороны, крупные
интернет-компании чувствуют себя неплохо, деньги от рекламодателей поступать не
перестали, аудитория растет (особенно у некоторых типов сервисов, о чем я уже
говорил раньше). С другой, очень плохо себя чувствуют стартапы, которые еще не
научились зарабатывать деньги – большинство из них уже умерло, многие на
очереди. Но при этом темпы появления новых проектов не снизились – на рынке
стало свободнее, так что желающих войти в освободившиеся ниши немало. Все эти
проекты надеются «взлететь» вместе с Рунетом в целом после кризиса.
Пожалуй, это основные тенденции. Безусловно, после кризиса все процессы,
которые в российском сегменте Сети затормозят свое развитие, вернутся, как
минимум, к прежним показателям роста – это касается и роста парка ПК, и
улучшения количества и качества интернет-каналов в стране и вообще всего.
Безусловно, позитивная общая обстановка на рынке обязательно окажет
положительное влияние и на Mail.Ru.
Dpmoney: Как кризис повлиял на Вас лично?
Д.Г.: Могу отметить, что стал уделять больше внимания
финансам и некоторым аспектам оперативного управления.
Dpmoney: Ваши ассоциации при слове "кризис"? Представьте, что через
пять-десять лет Вы начнете вспоминать 2008 год. Вспомните, ли вы кризис, стало
ли для вас это ярким событием?
Д.Г.: Безусловно, такая вещь не забудется – любое крупное
потрясение экономики остается в истории. Тем не менее, говорить о том, как
именно будет вспоминаться этот кризис лет через 10, пока рано – имеет значение,
сколько еще он продлится. Если недолго, то это, скорее, позитивное событие, в
известной мере "очистившее" рынок, избавившее инвесторов и многих игроков от
неоправданно завышенных ожиданий и т.д. Если же кризис затянется, то это будет,
конечно, не очень хорошо и может привести к довольно длительной стагнации
отрасли.
Dpmoney: Как долго, на Ваш взгляд, продлится кризис в
России?
Д.Г.: Этот кризис как нельзя более ярко показал
бессмысленность и абсурдность большинства прогнозов, даже если их делают профи с
Wall Street. Так что не буду ничего говорить, чтобы не выглядеть глупо. Просто
выскажу надежду, что все продлится не очень долго.
Dpmoney: Обозначьте основные пути развития рунета в посткризисный
период?
Д.Г.: Думаю, что наиболее перспективными направлениями
останутся коммуникационные сервисы, онлайн-игры, а также мобильные приложения.
Также неплохое будущее у веб-картографических сервисов.