Виктор Тихомиров: "О товариществе и взаимовыручке в кино не заходило речи с четверть века"

О том, как штатный ротозей "Выходного" посмотрел "Тараса Бульбу"

Проще и благороднее ругать Гоголя и его "Тараса Бульбу", чем одноименный кинофильм. Зачем душегубства столько? Зачем "положительные" казаки не жалеют в сочинении ни детей, ни матерей, хоть бы и в самые суровые времена? Фильм очень хочется похвалить. Идеи самые наилучшие и шибко актуальные на фоне рынка, конкуренции и кризиса. О товариществе и взаимовыручке в кино не заходило речи с четверть века, поскольку скорее хотелось в капитализм, а в фильме это главная тема.
О вере христианской вообще говорить не принято: вопрос интимный, болезненный, а в картине, как и у Гоголя, едва ли не в каждой реплике об этом толкуют смело. Актеры работают один другого лучше, Богдана Ступку никто уж не превзойдет в этой роли. Казаки, правда, как будто бы чуток староваты для рыцарства, зато фактурны. Оператор Дмитрий Масс, еще в "Идиоте" отличившийся, Рембрандту подобен. В костюмы и декорации, очевидно, немерено вложено труда и денег.
Словом, критическое перо замирает в воздухе. Кругом полно вражеской продукции, успевай только отбиваться критическими стрелами. А тут фильм для народа полезный, свой! Но для совсем уж своих, художничков разных и тому подобной публики, заметим, что художественного–то результата, на который всегда надеешься, не чувствуется. Классика отнюдь не выручает режиссера (а кино, бесспорно, режиссерское искусство) как хороший сценарий, а норовит утопить, поскольку тем она и классика, что многослойна, зверски сложна и заставляет задуматься на всю жизнь.
(У Пушкина в "Золотом петушке" тоже братья друг друга поубивали и отец туда же. И все из–за любви.) Режиссер становится в сложное положение, поскольку не может не знать, что все развитые люди, как правило, смотрят экранизации, любопытствуя, насколько это хуже первоисточника. А поскольку кино — иной вид искусства, то пересказом, даже самым подробным, тут не обойтись. В отличие от сочинения Гоголя, фильм Бортко наводит на размышления только о спецэффектах. Рядом в зале молодые люди с кукурузой в ведрах спокойно делились соображениями, что кровь из ран — это грелки под одеждой с кетчупом, но в конце хлопали. Наверное, они и есть настоящие зрители этого "суперсовременного" кино, а я — всего лишь придирчивый и мрачный ротозей.