О том, как штатный ротозей "Выходного" посмотрел "Тараса Бульбу"
Проще и благороднее ругать Гоголя и его "Тараса Бульбу", чем
одноименный кинофильм. Зачем душегубства столько? Зачем "положительные" казаки
не жалеют в сочинении ни детей, ни матерей, хоть бы и в самые суровые времена?
Фильм очень хочется похвалить. Идеи самые наилучшие и шибко актуальные на фоне
рынка, конкуренции и кризиса. О товариществе и взаимовыручке в кино не заходило
речи с четверть века, поскольку скорее хотелось в капитализм, а в фильме это
главная тема.
О вере христианской вообще говорить не принято: вопрос
интимный, болезненный, а в картине, как и у Гоголя, едва ли не в каждой реплике
об этом толкуют смело. Актеры работают один другого лучше, Богдана Ступку никто
уж не превзойдет в этой роли. Казаки, правда, как будто бы чуток староваты для
рыцарства, зато фактурны. Оператор Дмитрий Масс, еще в "Идиоте" отличившийся,
Рембрандту подобен. В костюмы и декорации, очевидно, немерено вложено труда и
денег.
Словом, критическое перо замирает в воздухе. Кругом полно
вражеской продукции, успевай только отбиваться критическими стрелами. А тут
фильм для народа полезный, свой! Но для совсем уж своих, художничков разных и
тому подобной публики, заметим, что художественного–то результата, на который
всегда надеешься, не чувствуется. Классика отнюдь не выручает режиссера (а кино,
бесспорно, режиссерское искусство) как хороший сценарий, а норовит утопить,
поскольку тем она и классика, что многослойна, зверски сложна и заставляет
задуматься на всю жизнь.
(У Пушкина в "Золотом петушке" тоже братья друг друга
поубивали и отец туда же. И все из–за любви.) Режиссер становится в сложное
положение, поскольку не может не знать, что все развитые люди, как правило,
смотрят экранизации, любопытствуя, насколько это хуже первоисточника. А
поскольку кино — иной вид искусства, то пересказом, даже самым подробным, тут не
обойтись. В отличие от сочинения Гоголя, фильм Бортко наводит на размышления
только о спецэффектах. Рядом в зале молодые люди с кукурузой в ведрах спокойно
делились соображениями, что кровь из ран — это грелки под одеждой с кетчупом, но
в конце хлопали. Наверное, они и есть настоящие зрители этого
"суперсовременного" кино, а я — всего лишь придирчивый и мрачный
ротозей.