Аппарат абонента выключен - кризис

Автор фото: flickr.com

Россияне начали экономить на услугах мобильной связи. Компании, которые представляют эти услуги, уверяют, что пока режима жесткой экономии у своих клиентов не заметили.

Согласно данным, опубликованным исследовательскими агентствами "Комкон" и "Ромир", 36% экономически активного населения больших городов России стало экономить на услугах мобильной связи. Аналогичный показатель в Мексике составляет 57%, в Аргентине -49%, в Италии - 47%, в Кувейте - 12%, в Швейцарии - 16%, средний мировой показатель - 31%.
Согласно данным "Комком" с ноября число экономящих на связи респондентов увеличилось в 3,6 раза.
Результаты исследования не являются безусловным индикатором сокращения расходов на услуги мобильной связи, отмечают эксперты инвестиционной компании "Тройка Диалог".
"Возможно, что абоненты начали переходить на более дешевые тарифные планы и / или стараются совершать звонки по большей части внутри сети, поскольку это обходится дешевле. При этом генерируемый средний доход на абонента (ARPU) не сильно отличается от докризисного уровня", - говорит аналитик компании Евгений Голосной.
Участники "большой мобильной тройки" данные исследования комментируют очень осторожно. "Вымпелком" сообщил, что не заметил снижения, в МТС отметили, что абоненты пытаются экономить. Однако это в основном касается самых дорогостоящих услуг, таких как роуминг и дальняя связь, поясняет пресс-секретарь компании Ирина Осадчая. Генеральный директор "МегаФона" Сергей Солдатенков признал, что спрос сокращается, но отметил, что в конце первого квартала 2009 года темпы снижения замедлились.
Вероятно, будут пользоваться спросом недорогие безлимитные тарифы, а также тарифы без абонентской платы. Предприятия же, в свою очередь, будут стараться в тарифах предусмотреть обязательные ежемесячные платежи, чтобы снизить число так называемых "мертвых" клиентов, предполагает аналитик ГК BroCo Дмитрий Степанов.
"Мы полагаем, что уже в первом квартале количество минут разговора может сократиться на 2-3% к уровню четвертого квартала 2008 года, и средняя стоимость минуты разговора (APPM) также снизится на 2-3% в рублевом выражении. Трудно поверить, что люди, которые лишились работы или потеряли 40-50% своего дохода, сохранят прежний уровень расходов на мобильную связь", - комментирует Евгений Голосной.
Результаты компаний мобильной связи за первый квартал, которые выйдут в июне, должны прояснить динамику изменения количества минут разговора, APPM и ARPU.
По мнению Дмитрия Степанова, выручка предприятия сотовой связи по итогам года не понизится, а вот доходность с одного абонента, рентабельность продаж будет не столь впечатляющей. "Телекоммуникационные компании пострадали как от девальвации рубля, так и снижения спроса на высокодоходные продукты", - отмечает эксперт.
Скорее всего, ни о значительном повышении ARPU, ни о многократном наращивании выручки от новых и дополнительных услуг в 2009 году говорить не стоит, высказывает свою точку зрения директор информационно-аналитического департамента ИК "Энергокапитал" Денис Демин.
"В этих условиях ключевым для поддержания рентабельности деятельности операторов будет не стимулирование продаж, а контроль над издержками", - считает он.