Россияне начали экономить на услугах мобильной связи. Компании, которые представляют эти услуги, уверяют, что пока режима жесткой экономии у своих клиентов не заметили.
Согласно данным, опубликованным исследовательскими
агентствами "Комкон" и "Ромир", 36% экономически активного населения больших
городов России стало экономить на услугах мобильной связи. Аналогичный
показатель в Мексике составляет 57%, в Аргентине -49%, в Италии - 47%, в Кувейте
- 12%, в Швейцарии - 16%, средний мировой показатель - 31%.
Согласно данным "Комком" с ноября число экономящих на
связи респондентов увеличилось в 3,6 раза.
Результаты исследования не являются безусловным
индикатором сокращения расходов на услуги мобильной связи, отмечают эксперты
инвестиционной компании "Тройка Диалог".
"Возможно, что абоненты начали переходить на более дешевые
тарифные планы и / или стараются совершать звонки по большей части внутри сети,
поскольку это обходится дешевле. При этом генерируемый средний доход на абонента
(ARPU) не сильно отличается от докризисного уровня", - говорит аналитик компании
Евгений Голосной.
Читайте также:
Сотовая связь может спасти мировые экономики
Участники "большой мобильной тройки" данные исследования
комментируют очень осторожно. "Вымпелком" сообщил, что не заметил снижения, в
МТС отметили, что абоненты пытаются экономить. Однако это в основном касается
самых дорогостоящих услуг, таких как роуминг и дальняя связь, поясняет
пресс-секретарь компании Ирина Осадчая. Генеральный директор "МегаФона" Сергей
Солдатенков признал, что спрос сокращается, но отметил, что в конце первого
квартала 2009 года темпы снижения замедлились.
Вероятно, будут пользоваться спросом недорогие безлимитные
тарифы, а также тарифы без абонентской платы. Предприятия же, в свою очередь,
будут стараться в тарифах предусмотреть обязательные ежемесячные платежи,
чтобы снизить число так называемых "мертвых" клиентов, предполагает аналитик ГК
BroCo Дмитрий Степанов.
"Мы полагаем, что уже в первом квартале количество минут
разговора может сократиться на 2-3% к уровню четвертого квартала 2008 года, и
средняя стоимость минуты разговора (APPM) также снизится на 2-3% в рублевом
выражении. Трудно поверить, что люди, которые лишились работы или потеряли
40-50% своего дохода, сохранят прежний уровень расходов на мобильную связь", -
комментирует Евгений Голосной.
Результаты компаний мобильной связи за первый квартал,
которые выйдут в июне, должны прояснить динамику изменения количества минут
разговора, APPM и ARPU.
По мнению Дмитрия Степанова, выручка предприятия
сотовой связи по итогам года не понизится, а вот доходность с одного абонента,
рентабельность продаж будет не столь впечатляющей. "Телекоммуникационные
компании пострадали как от девальвации рубля, так и снижения спроса на
высокодоходные продукты", - отмечает эксперт.
Скорее всего, ни о значительном повышении ARPU, ни о
многократном наращивании выручки от новых и дополнительных услуг в 2009 году
говорить не стоит, высказывает свою точку зрения директор
информационно-аналитического департамента ИК "Энергокапитал" Денис Демин.
"В этих условиях ключевым для поддержания рентабельности
деятельности операторов будет не стимулирование продаж, а контроль над
издержками", - считает он.