Будет трудно

Автор фото: dpmoney
Анатолий Казаков, председатель Координационного совета Финансово Банковского Совета СНГ

Российская банковская система еще испытает трудности в связи с экономическим кризисом, а многие банки ждет неизбежное укрупнение, рассказал в интервью dpmoney председатель Координационного совета Финансово Банковского Совета СНГ Анатолий Казаков.

dpmoney: Как вы оцениваете действия правительств стран СНГ по выходу из кризиса?
Анатолий Казаков: Разные правительства реагируют по разному. Хороший пример для подражания – российское правительство. Активные, энергичные действия. Вы видели, решения принимались ежедневно. Надо было сохранить банковскую систему, увеличить капитализацию – это было сделано. Есть и пример Украины. Они запоздали с принятием решений и, слава богу, посмотрев на нас, все-таки приняли эти меры. Гривна сейчас стабилизировалась на пороге 1 к 8. Если было бы 1 к 10, то система бы рухнула. Это переток опыта. Министры финансов стран СНГ неоднократно собирались, обменивались опытом.
Интересный опыт у Азербайджана, Узбекистана, где за счет более жесткой консервативной системы удалось сохранить банковское регулирование и стабильность. Может быть где-то более жестко они проводили валютное регулирование. В России все-таки решили не ограничивать, не делать обязательное продажи валют, плавно отпустили рубль и он сейчас стабилизировался и находится в абсолютной пропорции к росту нефтепродуктов. Это была неплохая реформа.
В некоторых других странах СНГ также произошла очень сильная девальвация, например, в Украине, в Белоруссии, в Казахстане. Тем не менее, это позволило серьезно сохранить экономику и поддержать экспорт. Это было очень важно для экспортеров. Мы вынуждены были отпускать рубль, долго думали, конечно, могли его держать, но насилие над рублем и золотовалютными резервами должны быть умеренными. Поэтому в этом плане разные страны по-разному реагируют. Восточные – более жестко. Если говорить о Киргизии, Таджикистане, то они всегда находились в кризисе. Экономическая ситуация у них достаточно сложная. Например, даже сегодня в Киргизии были перебои со светом, поэтому им не привыкать.
А вот для России, Украины, Белоруссии это серьезные потрясения. Потому что мы не совсем были готовы, наши институты экспертизы, банковского дела, законодательства, судебные институты серьезно отстали от мировых стандартов. Нам надо догонять. Поэтому тяжелова-то нам будет выходить из кризиса, несмотря на "подушку" (резервных фондов – прим.ред), которую имеем.
dpmoney: Как вы считаете, ждет ли банковскую систему вторая волна кризиса?
А.К.: $140 млрд – это долг банковской системы, который должен быть погашен банками в этом году. Это достаточно большая сумма. Я думаю, многие не справятся. Здесь могут быть некоторые потрясения. Конечно, государство помогает банкам, увеличивая капитализацию, предоставляя кредиты. Все будет зависеть от регулирования, от Центрального банка и от помощи государства. Сами банки с этой ситуацией не справятся. Особенно тяжело в Украине. Им предстоит погасить около $90 млрд. Не имея таких ресурсов, это очень сложно. Наши банки имеют ресурсы, и мы уже провели реструктуризацию по многим долгам. Например, господин Дерипаска ведет переговоры по своим долгам и сумел сделать очень неплохую реструктуризацию.
dpmoney: Насколько по-вашему актуальна проблема "плохих" долгов?
А.К.: Это достаточно актуальная проблема. У нас очень много "плохих" денег. Финансово Банковский совет создал сейчас специально целую группу по реструктуризации таких плохих активов. Мы работаем с предприятиями, с банками по выводу этих активов, обмену на другие бумаги. Это очень важно и сегодня даже никто не может сказать, на какую сумму у нас этих активов существует. Тем более есть еще, к сожалению, забалансовые долги.
dpmoney: Нужен ли России банк проблемных активов?
А.К.: Это было бы очень неплохо, потому что весь мир идет по этому пути. Государство должно пойти на эти меры. В этом случае сомнительные активы будут убраны с рынка, произойдет оздоровление системы, повысится ликвидность банковской системы. Здесь много плюсов.
dpmoney: Сделайте прогноз, в каком состоянии российская банковская система подойдет к концу этого года?
А.К.: Все будет зависеть от того, какие будут приняты меры. Сейчас очень хорошие меры отрабатывает Центробанк – это повышение капитализации банков за счет государственных ценных бумаг, которые смогут потом выставляться на бирже на покупку голубых фишек. Повышение капитализации – это очень важно и очень серьезно. У нас недокапитализирована банковская система и России и СНГ. Это большая проблема. Сегодня у нас нет практически кредитования из-за этого. Деньги очень дорогие, ставка очень высокая, и наша промышленность испытывает большой голод, большой дефицит финансов. Это очень серьезно отражается на промышленности.
В борьбе за инфляцию и за финансовые показатели мы забыли о промышленности. К сожалению, у власти очень мало промышленников. Поэтому и внимание такое уделяется промышленности. Ассоциации региональных банков, российских банков ставят вопрос о понижении банковской ставки, о снижении процента. Это одна из главных сегодня задач, которые должна выполнять банковская система. С учетом погашения вот этих долгов, конечно, банковская система испытает кризис. Целый ряд банков будут вынуждены объединятся, произойдет укрупнение банковской системы.
Как вы знаете, принято решение по достаточности капитала в размере 5 млн евро. Не каждый банк это выдержит. Правда, Ассоциация российских банков просит отсрочить эти меры на три года. Но уже есть опыт других банковских систем стран СНГ, где принимались жесткие меры, например, в Молдове, Казахстане. В Молдове, например, осталось 15 банков, в Казахстане примерно столько же. Конечно, для банков это больной вопрос. Но постепенно, я думаю, они будут интегрироваться, объединяться, и произойдет укрупнение банковской системы. Вырастет и доля государственного капитала. Но без этого в кризисные периоды очень сложно обойтись.