Московский кинорежиссер поделился мыслями о судьбах российского кино.
— Как экономическая рецессия скажется на современном
кинематографе?
— Я считаю, что на мировом кино кризис не скажется никак, поскольку люди всегда хотят развлекаться. Только в России все сходят с ума, говорят о госзаказах. Я никогда не просил денег у государства, ни разу не получил от них ни копейки ни на одну картину. В меня вкладывали люди, которые мне верили. Сейчас они, увы, не имеют возможностей материализовать режиссерские идеи. Государство будет определять идеологию кино, а вы знаете, чем это всегда грозит.
— Я считаю, что на мировом кино кризис не скажется никак, поскольку люди всегда хотят развлекаться. Только в России все сходят с ума, говорят о госзаказах. Я никогда не просил денег у государства, ни разу не получил от них ни копейки ни на одну картину. В меня вкладывали люди, которые мне верили. Сейчас они, увы, не имеют возможностей материализовать режиссерские идеи. Государство будет определять идеологию кино, а вы знаете, чем это всегда грозит.
— Я отлично помню, как начинал свою карьеру. В то время тоже царил госзаказ,
и люди как могли выворачивались, обманами они снимали хорошие картины.
Тогда можно было надурить чиновничество, бюрократы были какие–то романтические,
влюбленные в Пушкина, Маяковского. У этих людей были идейные соображения. У
новых ничего нет, совершенно ничего. У руля стоят абсолютно прожженные
материалисты, верящие только в деньги и ни во что больше. Они, конечно, умеют
развести людей по полной, но разводка остается разводкой. Современные чиновники
не понимают, что такое идеология, потому что идеология в высоком смысле слова —
это харизма государства. И кино может сделать для государства гораздо больше,
чем производство, скажем, станков.
— Как долго продлится кризис?
— Наше национальное достояние оказалось "фальшаком", все олигархи оказались ложными олигархами. Россию ждет очень долгий переход — будут сомнения, метания. Не вижу никакого движения, способного прекратить рецессию. Послушать власть — у них кризис кончился, представляете? Кризис кончился! Это же страшный обман! Впрочем, кризис для искусства — положительная вещь. Жаль, у кинематографического руля стоят даже не циники, поскольку циники — позитивное течение. Туда попали жуки, мелкая буржуазия, купечество. Вчера бананами торговали, а сегодня кино снимают. Чтобы все вернулось, мне кажется, должны смениться поколения.
— Наше национальное достояние оказалось "фальшаком", все олигархи оказались ложными олигархами. Россию ждет очень долгий переход — будут сомнения, метания. Не вижу никакого движения, способного прекратить рецессию. Послушать власть — у них кризис кончился, представляете? Кризис кончился! Это же страшный обман! Впрочем, кризис для искусства — положительная вещь. Жаль, у кинематографического руля стоят даже не циники, поскольку циники — позитивное течение. Туда попали жуки, мелкая буржуазия, купечество. Вчера бананами торговали, а сегодня кино снимают. Чтобы все вернулось, мне кажется, должны смениться поколения.
То, как ведет себя Михалков, — это чистой воды Гоголь, отличный фарс к юбилею
писателя. Как можно уйти, вернуться, поставить себя наверх, судиться? Михалков —
это человек, который ездит по Москве с мигалкой! Представьте себе! Художник,
который ездит с мигалкой! Это о многом говорит. Михалков дружит с начальством,
он всегда был придворным парнем. Он крестится и врет.
— Насколько оправданно существование госзаказа на фильмы?
— В прошлом году было около 90 госзаказов. Миронов выступил, Грызлов выступил, вели речи о патриотизме, о воспитании молодежи. Вы помните, как раньше это было? Один испанский кинематографист говорил мне: "При фашистах у нас не было кино, но было министерство кинематографии. Как только свергли фашистов, пропало министерство кинематографии, но тут же появилось хорошее кино".
— В прошлом году было около 90 госзаказов. Миронов выступил, Грызлов выступил, вели речи о патриотизме, о воспитании молодежи. Вы помните, как раньше это было? Один испанский кинематографист говорил мне: "При фашистах у нас не было кино, но было министерство кинематографии. Как только свергли фашистов, пропало министерство кинематографии, но тут же появилось хорошее кино".
— Какое кино будет пользоваться спросом в кризис? Комедии?
Сериалы?
— Определят те, кто заказывает. Они же своим вкусом руководствуются и только говорят, что этого народ хочет! Чиновники сами все это любят, причем любят честно! Видите, что творится в телевизоре? Живут они в своем пошлом буржуазном мирке, и им это нравится. Вам нравится? Мне нет!
— Определят те, кто заказывает. Они же своим вкусом руководствуются и только говорят, что этого народ хочет! Чиновники сами все это любят, причем любят честно! Видите, что творится в телевизоре? Живут они в своем пошлом буржуазном мирке, и им это нравится. Вам нравится? Мне нет!
Представить сложно, насколько опустился зритель. Он не понимает образов,
иносказаний. Люди стали как неандертальцы, им требуются прямые разъяснения: вот
дядя, вот тетя, они идут по улице. За десять лет мы здорово опустили уровень
сограждан сериалами и примитивными вульгарными постановками.
— Ваши творческие планы?
— Я думал снимать фильм про последние дни Маяковского. Костя Эрнст занимался этим проектом. Но телевидение — страшная штука. Тем более в кризис. В итоге я сам было нашел средства, но люди отозвали деньги, и мы оказались на нуле.
— Я думал снимать фильм про последние дни Маяковского. Костя Эрнст занимался этим проектом. Но телевидение — страшная штука. Тем более в кризис. В итоге я сам было нашел средства, но люди отозвали деньги, и мы оказались на нуле.
— Что будет с молодым и независимым кино?
— Оно существует, но на деньги Госкино. Там царят откаты, были разные не очень чистые истории, но независимое кино существует. Сейчас наладят производство заказных картин, что будет чудовищно. И ведь найдутся иуды, быстро найдутся. Сделать фильм — это вам не 50 000 долларов, а минимум 500. Где брать деньги? Как их искать? Люди очень тяжело расстаются даже с 10 тыс. долларов. Сейчас не верят ни во что, лишь бы сохранить свои состояния.
— Оно существует, но на деньги Госкино. Там царят откаты, были разные не очень чистые истории, но независимое кино существует. Сейчас наладят производство заказных картин, что будет чудовищно. И ведь найдутся иуды, быстро найдутся. Сделать фильм — это вам не 50 000 долларов, а минимум 500. Где брать деньги? Как их искать? Люди очень тяжело расстаются даже с 10 тыс. долларов. Сейчас не верят ни во что, лишь бы сохранить свои состояния.
Раньше были Данелия, Герасимов, даже старший Бондарчук. Они как могли
приближали час свободы, который в итоге наступил. Кто у нас есть сейчас? В
первую очередь — Звягинцев, Герман–младший. Но я не могу назвать ни один из их
фильмов состоявшимся. Вот вы говорите, что это "не ваше кино". Ерунда! Если
картина настоящая, она все равно в вас попадет. Когда вы смотрите "Однажды в
Америке", то не можете сказать, что это не ваше кино. Это ваше кино!
Молодые режиссеры принадлежат к разряду не до конца состоявшихся людей. Они
жеманны, очень похожи на кого–то, они не существуют сами по себе. Безусловно
талантливый человек Герман–младший, но он очень похож на папу. Звягинцев похож
на Тарковского как две капли воды. Причем, увы, на плохого Тарковского,
размытого. Первая его картина была замечательная, вторая оказалась ни о чем.
Вообще, в России надо жить долго, потому что у нас все происходит очень
медленно. И многим не дожить до светлых времен.