Плохие кредиты могут больно ударить по всей экономике и вызвать новую волну девальвации

Плохие кредиты, ранее волновавшие лишь банковских аналитиков, становятся макроэкономической проблемой. Из-за предстоящих российским компаниям выплат $220 млрд краткосрочного долга, а также январского падения ВВП на 9%, объем просроченных кредитов вырастет до 15% и потребует вливания $90 млрд для рекапитализации банков. Большая часть этих средств перейдет в отток капитала, что вызовет новое падение курса рубля на 15-20%, несмотря на снижение импорта. 

Российским компаниям предстоит выплатить $220 млрд краткосрочной задолженности. Общий размер долга (локальным и иностранным банкам плюс по облигациям) составляет $780 млрд. По мнению главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, с этим долгом связаны две главных опасности: высокая подверженность рискам, связанным с валютными курсами, и короткая срочность долга: внешний долг составляет 40% от общих корпоративных обязательств – аналогично ситуации в Индонезии в 1997 году.
Сумма $220 млрд или 30% от общего размера долга подлежит выплате в течение ближайших 12 месяцев, что негативно скажется на способности компаний оплачивать долги и вызовет рост просроченной задолженности, полагает эксперт.
"Маловероятно, что сокращение потребления спровоцирует резкий рост просроченной задолженности, - прогнозирует Наталия Орлова. - На фоне сжатия ВВП в январе на 9%, макроэкономическая ситуация неблагоприятна для заемщиков, и мы придерживаемся мнения о том, что в ближайшие месяцы потребительские тренды существенно ухудшатся. Однако розничные кредитные портфели российских банков составляют всего 10% от ВВП или треть от корпоративных кредитов, поэтому розничный сегмент не должен вызвать у банков такого беспокойства, как корпоративный сегмент. В лучшем случае – 15% просроченных кредитов. Если экономика продолжит сжиматься, мировые рынки будут закрыты, а давление на рубль продолжится, мы ожидаем роста просроченных кредитов до $88 млрд или 15% от общего размера корпоративных кредитов. Это эквивалентно 80% капитала всего банковского сектора или 7% ВВП. Минимальная стоимость банковских кризисов по историческим данным составляет около 5% ВВП".
Как отмечает аналитик, рост просроченных кредитов до сих пор вызывал беспокойство лишь в банках. Однако скоро эта проблема выйдет на макроэкономический уровень, уверена она. "Независимо от того, будет ли вопрос плохих кредитов решаться путем прямой рекапитализации российских банков, или же будет создано специальное государственное агентство, дополнительное вливание госсредств частично профинансирует отток капитала, спровоцировав ослабление рубля и рост инфляции. Если государство отложит решение проблемы просроченных кредитов, то продолжится рост неплатежей. Рубль будет слабеть, несмотря на положительное сальдо текущего счета. Хотя снижение импорта на 40% год-к-году в январе-феврале - очень хорошая новость для курса рубля в ближайшей перспективе, риск роста плохих кредитов вынуждает нас прогнозировать при прочих равных условиях новое ослабление рубля к концу года на 15-20%, так как неизбежное вливание ликвидности в банковскую систему перейдет в отток капитала". Об этом пишет Финанс.
Таким образом, риск роста просроченных кредитов не сулит ничего хорошего для инвесторов, так как российский рынок акций и рынок облигаций зависят от ожиданий относительно курса рубля и нынешняя стабильность этих рынков отражает стабилизацию обменного курса, заключила Наталия Орлова.