АКАР оценила объем рынка рекламы в России за 2008 год. Он составил 267 млрд. рублей. Это на 2 млрд. меньше, чем эксперты прогнозировали до начала кризиса.
В 2007 году аналитический Центр "Видео Интернешнл"
подготовил для Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) прогноз
развития российского рекламного рынка. Согласно мнению аналитиков, в 2008 году
объем рынка рекламы мог бы составить 269 млрд рублей. Однако кризис спутал
карты.
Прирост объема рекламы в 2008 г, судя по
опубликованным на сайте АКАР данным, составил 17% (ожидались 22,6%).
Наибольший прирост показали new media (indoor-реклама,
неэфирное ТВ, реклама в кинотеатрах) - 45%. Правда, в абсолютных
цифрах объем этого сегмента самый маленький - 4,5 млрд руб.
В "минус" ушла реклама на радио. По итогам 2008 г ее
объем составил 14 млрд руб, что на 6% меньше, чем в 2007 г. Несмотря на то,
что Национальная ассоциация телерадиовещателей оценила итоги года для
радиорынка в 14,8 млрд руб, эксперты АКАР считают, что их выводы
о снижении прироста не противоречат данным НАТ. Разница в абсолютных
величинах, по мнению экспертов, возникает из-за разницы методик оценки.
Упала выручка в рекламных изданиях. Если в 2007 году
объем рекламы в них составлял 16,9 млрд руб, то по итогам 2008 г —
16,7 млрд руб.
Данные по наружной рекламе за 2008 г мало отличаются от
прогнозировавшихся — в обоих случаях прирост не превысил 13%.
По-прежнему, высокий прирост показывают ТВ (22%), Интернет
(32%). В абсолютных показателях это соответственно 137,6 млрд руб и
7,5 млрд руб. При этом в сегменте Интернет-рекламы учитывалась
только медийная реклама. Очевидно, что если бы в расчеты была включена
контекстная реклама, показатель был бы больше. Экспертная комиссия АКАР обещает
после отработки методики оценок считать в будущем и контекстную рекламу.
Что касается перспектив рекламного рынка в 2009 году,
советник Президента АКАР Вячеслав Черняховский считает, что оценить
их сложно. По его словам, сегодня нет тех экономических материалов, на
основе которых можно делать прогнозы.
"Никто не знает как дальше будет развиваться
экономика, в частности, рынок FMCG, который нас интересует.
Поведение кризиса непредсказуемо. Даже если составить оптимистичный и
пессимистичный сценарии развития ситуации, разрыв в показателях окажется
колоссальный" , — говорит Вячеслав Черхяновский.
Трудно сегодня делать прогнозы, по словам советника
президента АКАР, еще и потому, что финансовые итоги 2008 года за
рубежом подведут только летом. А российский рекламный рынок вынужден
следить за тем, как обстоят дела на мировом рынке FMCG поскольку в России
большая часть товаров импортного происхождения.
Справка:
В состав экспертной комиссии АКАР входят:
Владимир Евстафьев (председатель совета, директор по развитию нового бизнеса
ЗАО "Рекламный Картель"), Алексей Балабанов (исполнительный секретарь
совета, аналитик РА "Атстек Медиа"), Вадим Баранчиков (заместитель
генерального директора компании "Трэнд"), Андрей Березкин (генеральный
директор ЗАО "Эспар Аналатик"), Ольга Боброва (директор корпоративного
отдела Independent Media), Сергей Веселов (руководитель отдела маркетинговых
исследований "Аналитического цента Видео Интернешнл"), Лев Глейзер
(президент Adwatch), Евгений Абов (вице-президент Гильдии издателей
периодической печати), Виктор Коломиец (профессор, социологический
факультет МГУ им. М.В.Ломоносова), Алексей Кулаков (медиа-директор РА
"mediaedge:cia"), Михаил Кулешов (директор по рекламе "Русская Медиа
Группа"), Олег Осташевский (президент по работе с клиентами
"Авторадио"), Сергей Пискарев (генеральный директор
"НТВ-Медиа"), Арсен Ревазов (Президент рекламного агентства IMHO VI),
Владимир Серкин (директор по продажам и развитию "Саймон наружная реклама /
Клеар Ченнэл"), Мария Смирнова (коммерческий директор медиагруппы "Европа
Плюс"), Руслан Тагиев (генеральный директор TNS Gallup Adfact), Евдокия
Хабарова (президент ООО "Медиа группа "Европейское пресс агентство'), Павел
Шиловский (генеральный директор ООО Агентство "Кармен Медиа"), Виктор
Шкулев (президент ИД "АФС")
Анжелика Тихонова