«Ретроград» с филологическим уклоном

СПб Года три назад Сергей Богданов прогуливался в одном из парков Петродворца, вдоль канала, и рядом с самостийными огородиками приметил развалившееся здание. Гнилые доски, облезшая краска… Но, несмотря на это, в деревянном строении было нечто, что можно описать туманным термином «черты высокой архитектуры».

Сергей запомнил этот дом и решил разобраться. Деревянная развалюха оказалась Домом мельника постройки архитектора Андрея Штакеншнейдера. Петергофский мельник молол зерно для крестьян, обслуживающих царский двор. Здание считалось утраченным памятником. Собственно от памятника остались только остов и развалины камина, у которого пили чай император Николай I и его дети. Узнав все это, Богданов решил памятник восстановить и взял для этого кредит в банке на 3 млн рублей. На свое имя.
С тех пор декан факультета филологии и искусств СПбГУ Сергей Богданов собирает по городу и пригородам брошенные памятники. Восстановленные и возвращенные в социокультурное пространство здания, по мнению декана, способны вернуть память места и изменить среду. В лучшую сторону.
Минувшее воскресенье, морозный достаточно день. Мы с деканом и его свитой, главным инженером и рабочими, шагаем по твердому снегу к домику в Луговом парке.
«Здесь неподалеку были деревни, их в то время «закрепили» за царскими детьми, о чем можно судить по их именам -- Санино, Сашино, Луизино. «Теперь деревни поглотил поселок под названием Низино», -- сокрушается Сергей Богданов.
Яркий фасад домика ныне выглядит как картинка. Домик-пряник. Завидев нас, из вагончика появляется серьезный мужчина. «Вот сторож Сережа, -- представляет Богданов. -- Его дочка учится у нас на филфаке на реставратора».
Два года из трех ушло на то, чтобы вернуть остаткам Дома мельника статус действующего памятника федерального значения, взять его в аренду. Сами восстановительные работы начались только в 2008 году. В дальнейшем дом площадью 116 м2 и прилегающая к нему территория «исторического комплекса «Царская мельница» в целых 3 га послужат образовательному процессу.
«Здесь будет база практик факультета, -- мечтает Сергей Богданов, поднимаясь на царское крыльцо, -- для будущих реставраторов и ландшафтных дизайнеров. Аренду территории вокруг мы сейчас оформляем и восстановим здесь парк, создадим музейную экспозицию под условным названием «Быт царской семьи…. Рядом, неподалеку, гольф-клуб, знаете? Родители на мерседесах будут приезжать сюда поиграть в гольф, а их дети, -- Сергей Богданов показывает рукой, какие они по росту небольшие, -- мальчик и девочка, тем временем посетят такой интерактивный музей -- покататься на лошадке, покосить траву, зимой пробежаться на коньках по льду речки…»
Внутри домика мельника морознее, чем снаружи, и пока полная разруха -- нет ничего, за что может зацепиться глаз непрофессионала, но реставраторы видят, как остатки кладки камина превратить в камин с изразцами и майоликой… Через год должно быть все готово.
Когда Богданов понял, что дом-памятник пригодится для нужд студентов, на ремонт и восстановление начали перечисляться деньги факультета. Всего на реставрацию и восстановление было истрачено около 9 млн рублей. На этот год инвестпланы еще масштабнее. В исторические проекты планируется вложить 12 млн рублей. Университетских денег не хватает, и тогда Богданов становится фандрайзером. Со спонсорами нынче туго, но здесь не теряют надежду их найти.
Бобер
Коллеги по университету отмечают необыкновенную активность декана Богданова. «Сергей Игоревич тащит все к себе, как бобер, -- говорят они, -- ему все нужно, все для факультета, все для студентов». Коллеги, видимо, недалеки от истины, потому что в списке Сергея Богданова уже пять исторических проектов.
Один из новичков -- «Башня из слоновой кости» в Павловске. Эта бывшая водонапорная башня в 200 м от Павловского дворца, построенная пленными немцами. Последние годы она только разрушалась и была присмотрена деканом филфака как замечательное место для базы сезонных и пленарных практик будущих ландшафтных дизайнеров. Эскизы этого культурного центра уже готовы.
Другой новый проект Богданова -- Музей Набокова на Малой Морской. Сам частный музей в доме, который принадлежал семье Набоковых с 1897 года, существовал уже лет десять, но отчаянно бедствовал. Фонд заработной платы всех работников музея, расположенного в роскошных интерьерах, составлял всего 18 тыс. рублей. «Мы заплатили долги музея за аренду городу, это почти 2 млн рублей, -- рассказывает Сергей Богданов, -- и начали реставрационные работы. Теперь в музее проходят практику наши будущие реставраторы и экскурсоводы». По идее, учитывая интерес к Набокову в мире, в музее со временем могут объединиться все исследователи его творчества, а также издатели. Каждый год в апреле здесь проходят Набоковские чтения, фестивали, работают выставки. Все это стало частью жизни декана и студентов и всех любителей творчества писателя.
Прямо во дворе факультета филологии и искусств на Университетской набережной Богданов обустраивает Музей современной городской скульптуры. Здесь уже более 40 скульптур: малый Гефсиманский сад, барельеф Ксении Блаженной, Чаша искупления. Весной, когда зазеленеют деревья, в сад выставят две оливы в кадках, которые декан привез из Израиля. И, наконец, пятый проект филфака -- храм Спаса на Нередице (XII век, домонгольская Русь) в Новгородской области, в реставрации которого факультет принимает участие уже несколько лет.
Дом с чипом
Ехать по Петербургу, даже такому мрачному и серому, как в январе без снега, в одной машине с Сергеем Богдановым просто счастье. Он знает буквально про каждый дом по пути: «Здесь, на Садовой, в этом доме жил Лермонтов. Отсюда его отвели на гауптвахту. Из квартиры на третьем этаже. Теперь в этой квартире живут рабочие-азербайджанцы. Если бы они знали про это, может быть, они и многие другие мигранты, которые приезжают строить Петербург сегодня, относились бы к городу по-другому».
Сергей уверен в том, что городу нужен интерактивный информационный проект: в исторические здания-памятники можно поместить микрочипы с информацией о доме, считывающее устройство расположить в мобильных телефонах и с их помощью знакомить с городом и туристов, и гостей города, и мигрантов. Мигрантам это поможет здесь освоиться и не воспринимать город только как что-то серое, большое и враждебное.
«Проект может быть и коммерческим, -- отвечает Сергей Богданов на вопрос о средствах. -- Каждый арендатор может увековечить себя и приплюсовать память о себе к памяти исторического места. А в центре Петербурга практически каждое место памятное». Возвращенные памятники сделают город полноценнее и добрее, уверен декан, возвращают ему память места, пространства.
«Это нужно не только туристам и приезжим, это прежде всего нужно жителям города. Мне кажется, -- говорит Сергей Богданов, -- что человек более адекватно себя чувствует и более полноценно живет, если имеет более организованное пространство. Речь идет о так называемой семиотической организации пространства. Все это воспитывает человека и заставляет его по-другому воспринимать время и окружающую действительность. Даже многие коренные жители Петербурга зачастую не видят того, что было, какую память несет то или иное место в городе».
Сергей Богданов уже сделал свой факультет крупнейшим в России, а теперь планирует присоединить к нему петергофский Домик мельника.
Фото: trend/денис вышинский
Так выглядела царская мельница (рядом с Домиком мельника) в 1912 году. Мельница утрачена.
Фото: архив факультета филологии и искусств СПбГУ
Домик мельника в 2005 году перед началом рекон­струкции.
Фото: архив факультета филологии и искусств СПбГУ
Январь 2008 года -- Домик восстановлен, осталось провести реставрационные работы внутри здания.
Фото: trend/денис вышинский
Биография
Сергей Богданов
Доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка СПбГУ. 52 года. Женат, имеет пятерых детей.
Тема докторской диссертации -- «Форма слова и морфологическая форма».
Избран деканом в 1998 г. В то время на филфаке училось около 1500 студентов.
Сейчас на крупнейшем в России факультете 4 тыс. студентов и около 4 тыс. слушателей дополнительных программ, 1350 преподавателей, 36 кафедр. За эти годы добавлено изучение шести новых языков, ряд специализаций -- например, библеистика и в перспективе -- Коран.
На заметку
Факультет и выпускники
Факультет ведет историю с 1724 года. Сейчас к нему относятся 9 зданий в центре города, 26 научных и исследовательских центров. Объем финансирования научных исследований -- 210 млн рублей в год.
Выпускники:
Сергей Иванов, вице-премьер правительства РФ. Специализация -- «английский язык».
Игорь Сечин, вице-премьер правительства РФ. Филолог-романист, преподаватель португальского и французского языков.
Людмила Путина, супруга премьер-министра РФ. Филолог-романист, в 1990-1994 годах преподавала немецкий язык на кафедре усовершенствования учителей Ленинградского госуниверситета.