Ассоциация кабельного телевидения России подводит итоги работы отрасли за 2008 год

3 февраля состоялось Общее собрание Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР), на котором с отчетным докладом Правления выступил Президент Ассоциации Юрий Припачкин.

В отчетном докладе были подведены итоги прошедшего года и обозначены направления деятельности АКТР в свете реализации ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2009-2015)".
В качестве основного результата деятельности АКТР в прошедшем году Правление выделило учет позиции кабельщиков при подготовки Федеральной программы по развитию телерадиовещания в стране. В конце ушедшего года Федеральная программа одобрена, и в ней содержится принципиальная оценка роли кабельного сегмента отрасли, максимально учтены интересы кабельных операторов. Руководство Минкомсвязи отметило позитивную роль кабельной отрасли на российском телерадиовещательном рынке и определило, что будущее этого рынка невозможно без интеграции всех традиционных средств и систем связи. В Концепции отражены многие предложения, внесенные АКТР. Особенно важно, что определен состав обязательного пакета из восьми бесплатных каналов цифрового ТВ. Фактически утвержден социальный стандарт обслуживания. Все основные каналы будут распространяться операторами на основе коммерческих отношений с эфирными вещателями.
Оценка отрасли кабельного телевидения России
Сегодня кабельное бизнес-сообщество насчитывает более 1500 операторов-лицензиатов кабельного телевидения. Почти 90% из них имеют лицензии на оказание нескольких видов услуг, около 70% всех операторов работают по моделям double-play и triple-play.
По оценкам АКТР, охват населения в крупных и средних городах и городских агломерациях платным телевидением всех технологий уже превышает 65%, а через 3–4 года в крупных российских городах у эфирного телевидения может не остаться абонентов, - уже сейчас в Москве, С–Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Перми кабельным телевидением обслуживается от 70 до 98% населения.
Спрос населения на услуги платного телевидения и мультисервисных сетей с 2005 года стабильно рос на 40% в год, такими же высокими темпами росли абонентская база и объем услуг.
Объем рынка платного телевидения в 2007 г. в Российской Федерации достиг 650–700 млн. долл., на 20% превысив показатель 2006 г. По прогнозам аналитиков, доходы платных сетей в 2008 г. могут приблизиться к цифре 800 млн. долл.
В то же время на конец 2008 и 2009 год экспертами Ассоциации прогнозируется некоторое снижение темпов роста рынка широкополосного доступа и платного ТВ до 20–35% из-за сокращения капитальных затрат большинством участников рынка. Эксперты АКТР считают, что в 2009 г. крупных сделок в отрасли не предвидится, а возможны лишь альянсы в безденежной форме (предположительно в 1-й половине года).
В стране с населением 142 млн. чел. (около 58 млн. домохозяйств) в настоящее время 36 млн. домохозяйств (примерно 100 млн. населения) уже подключены к кабельным сетям или же имеют для этого технические возможности. Около 15 млн. домохозяйств имеют абонентские договоры на многопрограммный пакет каналов.
Практически все российские города с населением более 100 тыс.чел. (более 65% населения страны) располагают многоканальными современными кабельными сетями. Проникновение кабельного телевидения в них составляет свыше 50%. Во всех мегаполисах имеются 3–4 крупных кабельных оператора. По нашим сведениям в стране действуют более 7000 компаний кабельного телевидения разного масштаба, из которых 1524 имеют операторские лицензии. Более 220 самых крупных и активных компаний консолидированы в несколько телекоммуникационных холдингов. Сегодня семь крупных операторов – Национальные Телекоммуникации (Национальные Кабельные Сети), Система Масс-Медиа (СММ) и Комстар-ОТС в составе АФК Система, АКАДО, Связьинвест, ТВТ (Татарстан), ЭР-Телеком, Мультирегион – имеют свои сети кабельного телевидения в ряде крупных городов и обслуживают не менее 2/3 всей абонентской базы. Не входящие в холдинги операторы кабельного телевидения оказывают, по нашим сведениям, услуги для 5 млн. домохозяйств.
Кабельная отрасль в условиях финансового кризиса
В условиях кризиса небольшим операторам трудно войти в состав крупных холдингов, потому что крупные игроки сосредоточатся в первую очередь на развитии тех активов, куда они уже вложили деньги, и где у них есть соответствующие интересы.
Согласно оценкам экспертов АКТР, к 2015 г. в России из 45 млн. домохозяйств услугами кабельного телевидения будут пользоваться 25 млн. домохозяйств, услугами спутникового телевидения – 15 млн., остальные 5 млн. – услугами цифрового эфирного телевидения, причем, как правило, в пригородах больших городов.
Вместе с тем развитие отрасли продолжается даже в период кризиса. Ряд компаний отрасли объявляет о продолжающихся инвестициях. Существенные инвестиции поступают в модернизацию сетей: по оценкам АКТР за последние 3 года они составили около 2 миллиардов долларов. В ближайшее время лидерами процесса консолидации станут компании, обладающие соответствующим финансовым ресурсом. Уровень инвестиций не снижается, более того, для инвесторов, которые ищут наиболее эффективные и защищенные отрасли, отрасль “цифрового потока” подходит в большей степени.
Юрий Припачкин подчеркнул, что на рынке эфирного телевидения сегодня идут неоднозначные процессы. Существующая модель телевизионного рынка, когда все каналы делили рекламу, в соответствии с некими рейтингами, будет претерпевать изменения. Телекомпании, получившие доступ в социальный пакет, поделят между собой весь объем того рынка рекламы, который обеспечивает существование сегодняшней модели эфирных каналов. Остальные эфирные каналы переходят в разряд кабельных и спутниковых. Соответственно, изменятся правила их взаимоотношения с рекламодателями и правообладателями.
Модели функционирования кабельных операторов
Сегодня существуют две основные модели функционирования оператора многоканального телевидения. Первая – оператор связи, имеющий связную лицензию. Вторая – оператор (агрегатор контента), имеющий лицензию как на услуги связи, так и вещательную лицензию. Каждая из этих моделей имеет свои риски и преимущества, и каждая требует необходимого изменения в законодательстве. Необходимо сначала выбрать модель рынка, в которой каждый его участник имеет право на свой собственный бизнес. В дальнейшем можно будет описывать и правила игры.
Следующим этапом развития кабельного телевидения, по мнению Правления АКТР, станет переход от традиционного к интерактивному вещанию. Активное развитие нишевых каналов и повышение ARPU абонента за счет интеграции сервисов и внедрения новых услуг также сегодня является определяющей тенденцией на рынке кабельного телевидения. К тому же началось предоставление услуг телевидения высокой четкости, что является переломным моментом в развитии цифровизации отрасли.
После выхода из кризиса, заявил Президент АКТР, начнется бурный рост кабельной индустрии и инвестиций в нее. После того как Ассоциация в тесном контакте со всем кабельным сообществом определит модель функционирования оператора, стоимость всех кабельных операторов существенно вырастет. У кабельной отрасли блестящие перспективы, особенно в условиях перехода на цифровое вещание, и кабельные операторы могут и готовы реализовывать переход на цифру городов с населением 200+.
Денис Рычка
Пресс-секретарь Президента
Ассоциация кабельного телевидения России
e-mail: info@aktr.ru