Время популярности глянцевых изданий уходит в прошлое, считают в Институте глобализации и социальных движений (ИГСО). Глянец терпит одновременно коммерческий и эстетический крах.
Вместе с ним глобальный кризис обрекает на гибель
потребительские стандарты, сложившиеся за три последних десятилетия и
проповедуемые глянцем. Они будут стерты мировой экономической трансформацией в
ближайшие годы. Их место займет новое понимание материальных потребностей,
отвечающее изменившимся условиям жизни, а также общественным интересам.
В ИГСО убеждены: 2009 год станет временем быстрого угасания
глянцевой моды и преклонения перед гламуром. Прогрессирующий кризис двояко
повлияет на спрос. "С одной стороны, сокращение рекламных заказов приведет к
банкротству большинство глянцевых изданий. С другой стороны – темы модных
журналов выпадут за рамки интересов потребителей", - отмечает Борис Кагарлицкий,
Директор ИГСО.
По мнению другого эксперта ИГСО, Алексея Козлова,
сокрушительный удар по глянцу наносит не моралистическая критика гламурной
страсти, а крушение его материальной основы. "Сильного психологического
отторжения глянцевых идеалов еще нет. Однако экономические перемены уже влекут
закрытие изданий-динозавров", - заключает он. По его словам, проповедь гламурных
потребительских ценностей становится бессмысленной и безадресной, поскольку
мировой кризис стремительно сокращает ее базовую аудиторию.
В годы экономического кризиса развернется вытеснение
глянцевой мифологии из общественного сознания. На смену погоне за гламуром
придет более рассудочная потребительская философия. Многие воспетые рекламой в
последние годы товары потеряют эстетическое значение. Такая судьба во многом
ждет одежду, различные аксессуары, сотовые телефоны и автомобили. В мире
возникнут новые отрасли, а с ними и новая продукция. Однако восприятие ее также
не останется прежним. Роль Интернета как источника информации значительно
возрастет. Многие журналы и газеты превратятся в бумажные приложения сайтов, а
электронные издания перестанут быть вторичными по отношению к бумажным СМИ.
Во второй половине 2008 года в России и за рубежом закрылось
множество глянцевых изданий. Прежде всего, пострадали журналы, воспевающие
дорогие предметы потребления, модные развлечения. Среди переставших выходить
отечественных изданий: "Gala" (глянцевый журнал о знаменитостях), "Car" (журнал
об автомобилях), "Москва: инструкция по применению" (бумажная версия одноименной
программы на ТНТ), "Trend", "Автопилот", "Молоток", "SIM", "PC gamer" и многие
другие. Закрылись журналы о кино "Total Film" и "Empire".