Ведущая актриса московского театра "Современник", снявшаяся почти в 30 кинофильмах, поговорила с "Выходным" о деньгах, властителях умов и логике жизни.
Когда она входит в кадр, там сразу появляется жизнь. Может,
это энергетика, может, дар, может, итог кропотливой работы, а может, всё вместе.
Наверное, поэтому такой человек, как она, сразу выходит за рамки любых
условностей – сценических или тех, что задаются обществу нашими СМИ. Глянец и
телевизор приучил нас к звездам, которые стараются перещеголять друг друга в
тратах и кутежах – а вот у Чулпан Хаматовой другие идеи
самореализации.
"Выходной": К каким проблемам вы хотели бы привлечь внимание общества?
Чулпан Хаматова: Три года назад в моей жизни появился фонд "Подари жизнь", и с тех пор я только и делаю, что привлекаю внимание людей к проблеме детского рака крови. Если в конце моей жизни все люди в нашей стране будут знать, что детский рак лечится, что это не смертельный приговор – я буду счастлива.
"Выходной": Насколько важно для артиста быть открытым миру? Актеры – люди эмоциональные, может быть, им стоило бы держаться от ужасов, которые показывают в новостях, подальше?
"Выходной": К каким проблемам вы хотели бы привлечь внимание общества?
Чулпан Хаматова: Три года назад в моей жизни появился фонд "Подари жизнь", и с тех пор я только и делаю, что привлекаю внимание людей к проблеме детского рака крови. Если в конце моей жизни все люди в нашей стране будут знать, что детский рак лечится, что это не смертельный приговор – я буду счастлива.
"Выходной": Насколько важно для артиста быть открытым миру? Актеры – люди эмоциональные, может быть, им стоило бы держаться от ужасов, которые показывают в новостях, подальше?
Я, честно говоря, не смотрю телевизор и новости – из чувства самосохранения. Всему миру не помочь, а конкретной теме, которой мы занимаемся, помочь можно. И от этого ощущения другой взгляд на все. Глядя на снимки из сектора Газа, я понимаю, что никак не могу повлиять на военные действия и никак не могу спасти людей. А в фонде у меня совершенно другая направляющая моей энергии – позитивная, я уверена, что этим детям можно помочь, я вижу тех детей, которым врачи уже помогли, и понимать, что дети умирают только оттого, что у их родителей не хватило денег, мне очень мерзко, стыдно, противно. Эта история меня двигает, побуждает к действию.
"Выходной": Во время кризиса, мне кажется, люди стали обращать больше внимания друг на друга.
Ч.Х.: Это и должно было произойти. Было понятно, что абсурд, который творился у нас в стране с деньгами, с ценами должен когда-то прекратиться. Это вне логики жизни. Когда я пришла в магазин, ко мне сразу подлетела женщина, ответственная за ВИП-клиентов. Когда я выбрала туфли, она с ужасом посмотрела на меня и сказала: "Но вы же этого не купите!" На мой вопрос "Почему?" она ответила: "Но они же такие дешевые". Я поняла, что мы просто с ума сошли. Мы не радуемся, что туфли такие дешевые, мы переживаем по этому поводу.
"Выходной": Звезды в кино у нас есть, а вот героев по-настоящему немного. Какого героя, как вы считаете, не хватает современному зрителю? Могли бы вы описать этого героя?
Ч.Х.: Не хватает простого героя, самодостаточного, героя, который сам смотрит на себя.
"Выходной": В "Бумажном солдате" вы, как входите в кадр, все оживает. Все остальные герои этого фильма, на мой взгляд, мертвецы.
Ч.Х.: На мой взгляд, не мертвецы, у меня другой взгляд. Может быть, вам так показалось потому, что я уже второй раз снимаюсь у Германа, знаю, как его раскодировать, а другим артистам было сложнее. Главный герой так и задумывался Германом…
"Выходной": Не знаю – когда вы в кадре, все живет, даже если виден только ваш затылок.
Ч.Х.: А вот женщины говорят обратное.
"Выходной": Чего-то они не понимают, эти женщины. Может, это гламурные женщины?
Ч.Х.: Нет, это хорошие женщины, образованные, насколько можно женщине быть образованной головой, творческие. На мой взгляд, главная проблема в том, что на сегодняшний день основные продюсеры, каналы, телевластители умов считают наше население быдлом. Некое стадо, которое будет хавать то сено, которое в него вложат. Это очень сильно мешает нам всем: и населению, которое совершенно не быдло, и хавает только потому, что альтернативы нет. Творческой интеллигенции, которая еще как-то дышит, такое отношение тоже мешает, потому что не пробиться с проектами, более-менее наполненными смыслом, с новыми героями и героинями. На мой взгляд, в этом основная проблема, но она тоже разрешаемая.
"Выходной": По-вашему, люди ждут от кино чего-то большего?
Ч.Х.: Мне кажется, да.
"Выходной": Нас ведь убеждают в том, что люди получают то, чего на самом деле ждут.
Ч.Х.: Мне кажется, это заблуждение - оглядываться на массы. Люди - это не массы, они все разные. Эти массы, которые делают рейтинги на всех каналах – это еще не показатель всего народа. Весь народ, может быть, перестал телевизор смотреть.
"Выходной": Вы писали в "Известиях" о том, как специально для вас в телепрограмме "Розыгрыш" устроили за 100 тысяч долларов теракт, сразу после Беслана.
Ч.Х.: Да, таков цинизм нашего времени.
"Выходной": Насколько ваши коллеги-актеры помогают вашему фонду?
Ч.Х.: Год назад к нам в фонд пришел Артур Смольянинов, и с тех пор там и остался. Теперь нас трое: Я, Дина Корзун и Артур Смольянинов. Гоша Куценко в последний год тоже очень часто приходит. У него в клиниках есть друганы, с которыми он переписывается по SMS. В прошедшем году он пришел в больницу 31 декабря, в 10 часов вечера, поздравить всех с Новым Годом. Мамы были в восторге, дети визжали. Видимо, сам Гоша остался без Нового Года: ведь за два часа в больнице, конечно, всех не обойти. А не артистов - людей, заслуживающих внимания намного больше, чем мы, в фонде значительно больше.
"Выходной": Как возникла идея сотрудничества с Михайловским театром?
Ч.Х.: Мы к этом театру давно приглядывались. В прошлом году у нас даже была идея сделать в Михайловском театре наш традиционный концерт. 1 июня, в День защиты детей, мы обычно делаем концерт в театре "Современник". Потом мы поняли, что это будет слишком дорогостоящее предприятие – везти в Питер актеров, их размещать – лучше эти деньги на детей потратить. И вдруг потом раздается звонок Дениса Матвиенко, и он предлагает идею провести два благотворительных вечера. Михайловский театр – идеальный для нас партнер, потому что они делают концерт сами, это их инициатива, а дети в фонде "Подари жизнь" получат деньги.
"Выходной": С кем вы еще сотрудничаете?
Ч.Х.: Недавно у нас был аукцион современного искусства в
Кремле. На аукцион согласились отдать свои работы самый дорогие на сегодняшний
день художники, включая Илью Кабакова. Какие-то работы отдавались под эстимейт –
то есть художник в случае продажи получал небольшую гарантированную сумму – ведь
это серьезный рынок со своими законами. А некоторые художники – Файбисович,
Виноградов и Дубосарский, - просто бесплатно отдали картины, и все, все деньги
пошли на детей. Мне это было очень приятно, потому что я думала, что
современное искусство вообще не имеет отношения к понятию "духовность".
Теперь я больше о нем узнала, и испытала - антипод слову
"разочарование". Очаровалась. Со Сбербанком мы запустили первую в России
благотворительную карту VISA "Подари жизнь", благодаря которой можно будет
автоматически переводить деньги на счет фонда – небольшие деньги, но это не
будет занимать никакого времени. Компания "Аэрофлот" отдала нам все свои мили,
от которых отказываются участники программы "Аэрофлот-бонус". Это большая
помощь, потому что за счет этой программы мы теперь можем отправлять детей и мам
на лечение, а также привозить врачей из провинции на учебу в Москву. Театр
Дмитрия Крымова делает спектакль в пользу фонда, а в Российском академическом
молодежном театре всегда стоят наши cash-боксы. В этом театре работает известная
актриса Нелли Уварова – очень тонкий, чуткий человек, которая неоднократно
устраивала различные акции в больницах. Есть еще много людей, певцов, артистов,
о которых я просто не успею рассказать.
"Выходной": Какие ваши творческие идеи еще не осуществлены?
Ч.Х.: Какая-то я очень ленивая, видимо, артистка. У меня
были какие-то мечтания в юности… Самое главное, что мне хочется реализовать на
сегодняшний день – это чтобы был построен центр, который начал строить Путин.
Чтобы в 2011 году, как обещает наше правительство, он открылся, и дети не
умирали. Сейчас некоторые из них не имеют возможности получить лечение, потому
что нет мест в больнице, а у фонда не хватает денег отправлять всех детей за
границу. Хотелось бы, чтобы этот центр открылся, и шанс на выживание получали бы
все дети.
"Выходной": Это во многом зависит от вашего творчества, потому что
оно в чем-то определяет духовную атмосферу, в которой мы живем.
Ч.Х.: Да. Мы выпустили сейчас спектакль "Рассказы Шукшина" с прекрасным
режиссером из Риги Алвисом Херманисом, с блистательным актером Евгением
Мироновым – я не люблю слова "гениальный", но к нему оно подходит. Мы приедем к
вам в Питер, и будем играть его в первых числах апреля.
"Выходной": Вы со своими дочками что читаете?
Ч.Х.: Все подряд читаем. Сейчас, например, читали книгу
Элинор Портер про Полианну, читали про кошку Томасину, параллельно читаем про
Рождество.
"Выходной": Чего еще в жизни вы хотели бы добиться?
Ч.Х.: Я бы хотела добиться сохранения какого-то внутреннего баланса в самой себе, потому что благодаря этому мои поступательные движения в помощи кому-то гораздо эффективнее. Потому что когда я дисгармонична, я ни с чем не справляюсь, а когда я в гармонии, как-то все само собой происходит.
"Выходной": То есть вами движет гармония?
Ч.Х.: Не знаю. Она не мной движет, а я ей движусь, я к ней стремлюсь. Но мне кажется, это основной фактор нашей жизни, я бы пожелала этого всем людям. Неважно, какие проблемы вокруг тебя, а важно то, как ты к ним относишься. Очень часто происходит так, что какие-нибудь мелкие неурядицы мы воспринимаем так, как будто это большие трагедии, и это неправильно. Начинается все с элементарного: со слов "здравствуйте", "извините". Уступите дорогу пешеходу, улыбнитесь в метро.
"Выходной": Чего еще в жизни вы хотели бы добиться?
Ч.Х.: Я бы хотела добиться сохранения какого-то внутреннего баланса в самой себе, потому что благодаря этому мои поступательные движения в помощи кому-то гораздо эффективнее. Потому что когда я дисгармонична, я ни с чем не справляюсь, а когда я в гармонии, как-то все само собой происходит.
"Выходной": То есть вами движет гармония?
Ч.Х.: Не знаю. Она не мной движет, а я ей движусь, я к ней стремлюсь. Но мне кажется, это основной фактор нашей жизни, я бы пожелала этого всем людям. Неважно, какие проблемы вокруг тебя, а важно то, как ты к ним относишься. Очень часто происходит так, что какие-нибудь мелкие неурядицы мы воспринимаем так, как будто это большие трагедии, и это неправильно. Начинается все с элементарного: со слов "здравствуйте", "извините". Уступите дорогу пешеходу, улыбнитесь в метро.
Кстати: 23 и 24 января в Михайловском театре пройдут два
благотворительных вечера балета в помощь фонду Чулпан Хаматовой и Дины Корзун
"Подари жизнь". В программе благотворительных вечеров – два балета:
"Кармен-сюита" Альберто Алонсо на музыку Бизе–Щедрина и "Шехеразада" Михаила
Фокина на музыку Н.А. Римского-Корсакова. Фарух Рузиматов, Анастасия и Денис
Матвиенко в сопровождении Имперского балета под руководством Гедеминаса Таранды
выйдут в своих коронных партиях.