Банки решили не мелочиться

В следующем году стоит ожидать более активной консолидации банковского сектора. Государственные вливания по-прежнему питают крупные банки, а мелкие и средние смогут лишь надеяться на их благосклонность.

Согласно прогнозам МЭР, в следующем году на поддержание банковского сектора потребуется больше средств – 4,7 трлн рублей против 3,655 трлн, выделенных в 2008 году.
По словам аналитика "Банка Москвы" Дмитрия Хамракулова, в следующем году многие банки, в том числе и средние, столкнутся с ростом объема просроченных кредитов, что неизбежно отразится на их доходах банков, а в некоторых случаях и на капитале.
Ликвидность банковского сектора в следующем году будет уменьшаться и потребует дополнительной поддержки государства. Кредитование клиентов может быть у некоторых банков прекращено, а привлечение средств будет возможным в основном за счет депозитов. Клиентов будут привлекать более высокими процентными ставками.
"У многих средних, мелких банков снизится возможность зарабатывать, учитывая замедление экономики. Кроме того, на доходность банков будет оказывать влияние дороговизна фондирования. Одним из единственных источников ресурсов для банков будут вклады населения, однако их приток будет ограничен, учитывая снижение реальных доходов населения" - говорит Дмитрий Хамракулов.
Усложнить ситуацию с ликвидностью может увеличение нормативов обязательного резервирования с февраля 2009 года. Напомним, в 2008 году с началом кризиса нормативы резервирования снизились на 4%. Центробанк при этом подчеркивал, что это временная мера. Антикризисные меры позволили банкам получать беззалоговые кредиты ЦБ на год. Но получать их может лишь ограниченный круг банков. По словам участников рынка, список необходимо расширить.
"Сейчас с учетом российских рейтингов, право получать беззалоговые кредиты имеют только 130 банков. Мы обращались в ЦБ с просьбой увеличить количество участников таких аукционов и рассматривать банки исходя из собственной оценки ЦБ. Но, пока не планирует это делать", - говорит Владимир Джикович, президент Ассоциации банков Северо-Запада.
Напомним, по его инициативе был организован рынок межбанковского кредитования на базе СПВБ. Таким образом, торговля однодневными кредитами (овернайт) позволяет банкам (пока их 6) поддерживать текущую ликвидность. Однако, суммы таких кредитов ограничены. Планируется, что в дальнейшем банки смогут предоставлять более долгосрочные ресурсы на рынке.
"Кроме этого, сейчас разрабатывается новая мера, когда 10 крупнейших банков будут по своему усмотрению предоставлять банкам беззалоговые кредиты на различный срок на рынке межбанковского кредитования. Их смогут получить 345 банков", - отмечает Владимир Джикович. При этом ЦБ будет брать на себя риски невозврата кредитов. В этом случае он возместит до 90% суммы кредита пока банк будет разбираться со своим контрагентом. По его словам в дальнейшем таких банков будет не 10, а 14.
Эксперты считают, что в следующем году очередь в Агентство по страхованию вкладов (АСВ) за поддержкой станет длиннее. При этом, банкротства мелких, средних банков не исключается, но действия АСВ по санации банков не позволят появлению паники на рынке, считают эксперты.
Однако, есть опасения, что сложности в работу банков могут внести проблемы их клиентов. Как предполагают участники рынка, многие компании, предприятия смогут оказаться на грани банкротств. И если крупный клиент банка окажется в такой ситуации, то банку придется резервировать значительную сумму на возможные потери по кредитам. Поступление средств от реализации залогов, как правило, возможна будет минимум через 1-1,5 года. За это время банку необходимо будет отвлекать средства из прибыли на резервирование, что впоследствии негативно отразится на уровне достаточности капитала.
Особенно эта проблема может затронуть мелкие банки, которые, как правило, сосредоточены на небольшом круге якорных клиентов, проблемы которых тут же отразятся и на будущем банка.
"Те банки, которые осознают экономическую нецелесообразность дальнейшей работы, будут искать возможности для слияния с коллегами", - отмечает Дмитрий Хамракулов.