Путь из кризиса - мучительный и долгий

Леонид Федун, совладелец "Лукойла", считает, что цены на нефть продолжат падать, из кризиса мир будет выходить долго, но антикризисные меры, которые принимают правительства разных стран, в целом, правильные. Хотя третья мировая война тоже могла бы оздоровить планету.

Интервью бизнесмен дал "Ведомостям".
Нынешний финансовый кризис — насколько он был предсказуем?
Он был ожидаем. Но, как всегда, все ожидания были превзойдены.
Что его отличает от всех остальных кризисов?
Он впервые порожден страной, которая считалась самой устойчивой — Америкой. Страна, которая долгое время выступала в роли квазицентрального банка для остального мира, с этой ролью не справилась. Фактически она наступила на те же грабли, что и Советский Союз в конце 80-х. Когда гигантские военные и социальные расходы не были поддержаны соответствующим потоком доходов от промышленности. Фактически США находились в фазе длительной деиндустриализации, когда развивались только финансовый сектор и сектор услуг. Весь мир был кредитором США за счет выпуска все новых и новых обязательств. Плюс безумное количество наличности, которая печаталась и распространилась по всему миру, совершенно не подкрепленная никакими финансовыми показателями. Аудиторские компании проверяли всех, кроме кредиторов. Рейтинговые компании выворачивали наизнанку и заглядывали в каждый шов ваших брюк и носков, но не видели те гигантские бревна, которые торчали в глазах американских компаний. И мы имеем то, что имеем.
Вы говорите, кризис был ожидаем. Но летом, когда цены на нефть зашкаливали, не было никаких криков со стороны банков, большинство прогнозировали, что нефть и дальше будет дорожать. В "Лукойле" готовились к обвалу?
Да. И президент компании Вагит Алекперов говорил о том, что сложилась ненормальная ценовая конъюнктура, и мы это знали. Я понимал и своих ребят инструктировал. Не может, условно говоря, бутылка вина, даже самого роскошного, стоить $20 000 — это ненормально. Инфляция, зажатая внизу, та, которая меряется на уровне супермаркетов, вдруг, как пирамида, выплескивается вверх 100%-ным ростом каждый год. Это говорит о том, что экономику лихорадит. И когда цена той же нефти взлетает буквально ни с того ни сего на 100% в течение одного года, это говорит о том, что коллапс должен произойти. Но то, что он произойдет такой сильный, такой всеобъемлющий, захватит практически все, почти никто не ожидал.
Когда стабилизируются цены на нефть, как думаете?
Пока шла общемировая накачка денег, надулись сразу несколько гигантских пузырей, в том числе нефтяной. Объем трейдинговых операций в десятки раз превосходил объем торговли наличной нефтью. Фактически сформировался этакий МММ, когда друг другу продают фантики. Если хотя бы десятую часть их попробовать обналичить в один момент, цена на нефть взлетит, я думаю, до небес. Сейчас происходит сжатие денежной массы. Она сжалась уже по крайней мере на $3 трлн. Сожмется еще триллиона на два. И только тогда наступит равновесие между реальной экономикой и обслуживающей ее денежной массой.
Как долго, по-вашему, мир будет выходить из кризиса?
Здесь очень много факторов. Пока видно, что выход из кризиса будет очень длительным и мучительным — минимум три года. Минимум. Скорее всего, дно мы нащупаем в следующем году. Еще остался гигантский внутренний долг США — называют цифру около $55 трлн, включая социальные обязательства. Если бы США были обычной страной, ее бы давно уже сделали банкротом. Она бы давно девальвировала собственную валюту и привела бы внутренний долг в соответствие со своими экономическими реалиями. А как девальвировать доллар? По отношению к чему?
Как вы оцениваете антикризисные меры, которые предпринимаются правительствами разных стран?
Все страны мира делают то, чего никогда не делали. Консолидированная политика. Идет спасение финансовых институтов — не дают им обанкротится. Спасают всех — ну, кроме показательной порки одного банка. Наше правительство очень оперативно предложило широчайший спектр услуг, который опять-таки снял напряжение. То есть они попали в разгул стихии. Но можно ждать, когда ураган снесет твое жилище, а можно укреплять дом, рыть убежище и в нем отсиживаться. Что сейчас и происходит.
Но есть другая точка зрения: что та поддержка, те вливания, которые сейчас делаются, — это просто откладывание проблемы на потом…
Нет, ну конечно можно создать революцию и третью мировую войну. Мировая война тоже как бы оздоровит — из 10 млрд населения останется 3 млрд. Если вообще кто-то останется. Нет, с этим шутить нельзя. Поэтому, на мой взгляд, то, что делается, делается правильно. И в высшей степени решительно. И слава Богу, что мы живем в глобальную эпоху, когда все совместные шаги делаются вместе.
То есть глобализация — это хорошо?
В данном случае — да. Вот финансовый кризис 1929 года — он был порожден глобальными причинами и имел глобальное влияние. В том числе отголоском был всем известный голодомор, который прошел по всей России. Но каждый с ним боролся сам по себе. А этот кризис характерен тем, что мы видим совместные усилия всех стран. Видим то, что они стабилизируют ситуацию, — и в этом преимущество.