Предправления Toyota: Нынешний кризис уникален

Автор фото: "Ведомости"

Фудзио Чо, первый человек в Toyota Motor Corporation, уверен, что именно российский и китайский автопром может вытянуть из глубокой ямы всю мировую экономику.

Председатель правления Toyota Motor Corporation дал интервью "Ведомостям".
"В": Можно ли сказать, что нынешний кризис — самый тяжелый в вашей управленческой практике, или были времена и хуже?
Ф.Ч.: Естественно, мне приходилось сталкиваться с кризисными ситуациями и раньше, но нынешний кризис уникален и отличается от всего, что мы видели до сих пор. Все предыдущие кризисы, которые переживали автопроизводители, можно описать формулировкой "одна причина — одно следствие". Например, кризис, в котором автопроизводители оказались из-за ужесточений государствами норм по выбросу CO2 в атмосферу. Мы усовершенствовали свои технологии и стали соответствовать новым экологическим стандартам.
Что касается сегодняшнего кризиса, то он имеет совсем иную природу.
На протяжении долгого времени мы жили в условиях постоянно дорожающего сырья — нефти, металлов, пластика, что, соответственно, увеличивало себестоимость автомобилей. А резкий рост цен на топливо изменил предпочтения покупателей — они обратили свое внимание на небольшие экономичные автомобили, что поставило автомобильные компании перед необходимостью перестраивать структуру производства и модельные ряды. Фондовый рынок отреагировал на это снижением котировок автопроизводителей.
Затем начался кризис на рынке subprime, а следом проблемы, возникшие в сфере, скажем так, "игр с деньгами", спустились и накрыли реальный сектор.
Валютные рынки тоже оказались разрегулированными. Для нас особой проблемой является удорожание иены — как к доллару, так и к евро.
То есть здесь уже множество причин, усугубляющих ситуацию.
Кроме того, во время предыдущих кризисов всегда оставались тихие гавани. Сейчас мы столкнулись с кризисом, когда плохо всем и везде.
"В": Какова стратегия Toyota Motor Corp. в нынешних условиях?
Ф.Ч.: Первоочередные меры — сокращение излишних расходов. Для разработки плана экстренных мероприятий в Toyota уже создан чрезвычайный комитет по поддержанию прибыльности. Одновременно мы пересматриваем нашу среднесрочную стратегию — на перспективу двух-трех лет. Ранее мы интенсивно наращивали производство, все наши силы уходили на это. Сейчас конъюнктура изменилась, и у нас появится время на улучшение подготовки персонала, чтобы упрочить нашу внутреннюю структуру. Кроме того, мы будем уделять повышенное внимание связям с общественностью.
"В": Если ваши американские конкуренты обанкротятся, это хорошо для Toyota или плохо?
Ф.Ч.: Совсем нехорошо. Потому что усугубит ситуацию (в мировой экономике и автопроме). Сейчас мировые автокомпании очень тесно переплетены: у нас одни и те же поставщики сырья, комплектующих. Поэтому, если что-то подобное тому, о чем вы упомянули, произойдет, это породит огромный клубок проблем. Но что будет на самом деле, я предрекать не возьмусь, потому что не знаю. Для нас идеальным вариантом было бы сохранение стабильности.
"В": На ваш взгляд, насколько глубок будет экономический кризис в развивающихся странах и в России в частности?
Ф.Ч.: Очевидно, что мировая экономика, и в том числе автопром, переживают не лучшие времена. Нам хотелось бы, чтобы автопром России и Китая стал локомотивом — мы надеемся, что они могут вытянуть всю экономику. В октябре — ноябре мы наблюдаем некоторый спад в продажах в России, но по итогам 2008 года мы покажем приблизительно 30%-ный рост.