19:5927 ноября 200819:59
3просмотров
19:5927 ноября 2008
Российский фармацевтический рынок в 2009 году будет стабильно расти, однако темпы роста снизятся и ближе к концу следующего года ожидается ряд сделок по слиянию и поглощению (M&A), сообщил РИА Новости директор по маркетинговым исследованиям аналитического агентства "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов.
"Несмотря на финансовый кризис, который серьезно затронул и фармацевтическую
отрасль, фармрынок в следующем году будет продолжать расти. Этот рынок
достаточно стабилен в силу того, что несмотря на сокращение расходов, от
медикаментов люди будут отказываться в последнюю очередь", - отмечает Давид
Мелик-Гусейнов. Однако, по словам эксперта, темпы роста замедлятся:
прогнозируется снижение роста рынка в целом до 10-15% (в денежном выражении)
против 37% в текущем году.
Прежде всего, корректировки темпов роста коснутся безрецептурной
категории препаратов и парафармацевтики. Темпы роста этого сегмента в
2009 году ожидается на уровне 1-2% (в натуральном выражении) против 5% текущем
году.
По рецептурной продукции рынок будет более стабильным, однако рост здесь
также замедлится. Рост сегмента в 2009 году ожидается до 10-12% против 30% (в
денежном выражении) в 2008 году. Что касается цен на фармпрепараты, то их рост
продолжится в следующем году довольно быстрыми темпами, отмечает Мелик-Гусейнов.
По его данным, цены уже в октябре выросли на 4%, увеличение продолжится и
далее.
Кроме того, по словам эксперта, в следующем году на фармацевтическом рынке
будет совершен ряд сделок по слиянию и поглощению: "В условиях кризиса актуально
приобретение активов более слабых участников рынка. До конца этого года вряд ли
будут поглощения, но ближе к концу 2009 года на фармрынке ожидается много сделок
M&A, причем как в сегменте розничных, так и оптовых компаний".
Проблемы у игроков уже есть и сегодня, о чем свидетельствуют данные за
октябрь. По словам эксперта, "компании всех секторов сидят на кредитах", поэтому
на выпуск новых препаратов, выходы в новые регионы и прочее, средств не хватает.
Кроме того, в отрасли наблюдается сокращение штатов, замораживание проектов.
"Сокращаются и маркетинговые затраты, причем то время, когда они наоборот
нужны, чтобы удержать свои позиции на рынке. Сегодня очевидна тенденция снижения
доли отечественных производителей на рынке: в октябре она составила 24% против
24,5% в сентябре (и 25% в октябре прошлого года). Судя по ситуации, эта
тенденция будет продолжаться и в следующем году", - отмечает эксперт.
При этом ведущие компании отрасли занимают сегодня стабильные позиции. Как
полагает Мелик-Гусейнов, если и возможна некоторая рокировка, то незначительная.
"В основном она будет зависеть от того, кто из компаний будет участвовать в
государственных программах", - говорит он. Общего же поведения участников рынка
в условиях кризиса не наблюдается. "Как выйдет из этой ситуации каждая компания,
будет зависеть только от их индивидуальных шагов", - считает эксперт.