ОФБУ развеяли иллюзии пайщиков

В октябре российские пайщики вывели из фондов банковского управления 147 млн рублей. Многие сбежавшие из ОФБУ клиенты только в этом месяце осознали, во что именно они вложили свои деньги.

После того, как в сентябре произошло самое крупное за время кризиса падение фондов (потери в стоимости ряда паев достигали 90%), инвесторы взялись переоценивать риски вложений в этот инструмент. До конца года отток средств с рынка коллективных инвестиций продолжится, хоть и в меньшем объеме, прогнозируют его участники. В результате число инвесторов в фонды банковского управления сократится: останутся те, кто способен действительно адекватно оценить высокие риски, вкладывая в ОФБУ в расчете получить более высокую доходность по сравнению с альтернативными инструментами, например, ПИФами.
В отличие от ПИФов фонды банковского управления предоставляют инвесторам возможность вложений в более рисковые инструменты (к примеру, ОФБУ могут инвестировать без ограничений в иностранные ценные бумаги, производные инструменты и драгметаллы), а значит потенциально предлагают и более высокую доходность.
Сегодня на российском рынке зарегистрировано и активно действует по разным данным от 180 до 190 фондов банковского управления. Кризис не пощадил и их вкладчиков. Больше всех пострадали пайщики фондов Юниаструм банка. Буквально за сутки – 29 сентября, стоимость паев 15 из 78 фондов семейства "Премьер" Юниаструм Банка упала на 90%, еще в ряде фондов потери оказались чуть меньше - на уровне 60-80%. В результате, за сентябрь, по данным Investfunds, вкладчики забрали из фондов 378,29 млн рублей, в октябре - уже в 2,5 раза меньше.
То, что деньги из фондов продолжают выводиться, не значит, что ОФБУ лишились доверия инвесторов, считает специалист отдела коллективных инвестиций Investfunds Наталья Белова: "В ситуации с "Юниаструмом" оказались не готовыми к такому развитию событий те вкладчики, которые не посчитали нужным разобраться, во что именно они инвестируют средства. Многие из них позже признали, что не читали документы фонда, в том числе – инвестиционную декларацию и предупреждение о рисках (притом, что подписывали данные бумаги)".
Проблема в том, что предлагаемая банком инвестиционная декларация зачастую носит очень вольный характер. К примеру, в ней указывается, что банк может вкладывать в акции от 0 до 100%, в производные финансовые инструменты от 0 до 100%, в валютные ценности от 0 до 100% и т.д. Это означает, что, если вы вложили деньги в "Фонд Золота" или "Фонд акций Китая", совсем не обязательно они будут вложены только в эти активы, и их паи вдруг не потеряют половину стоимости в результате падения акций российских эмитентов.
В начале октября комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал депутатам принять поправки в закон "О банках и банковской деятельности", касающиеся фондов банковского управления. Они должны закрепить собственно понятие "общий фонд банковского управления" и более жестко регламентировать банкам условия доверительного управления фондами. Это позволит инвесторам лучше контролировать риски при вложении в ОФБУ.
По прогнозам участников рынка, до конца года отток средств из фондов продолжится, хотя и будет постепенно снижаться. "Ряд инвесторов, вероятно, захотят зафиксировать прибыль по успешным фондам – опасаясь, что тренд изменится, и они уйдут в минус. Возможна и фиксация убытков – в первую очередь в том случае, если вкладчику будет необходим кэш, - говорит Наталья Белова. - Что касается перспектив рынка ОФБУ, то в дальнейшем с этим инструментом будут работать преимущественно грамотные, подготовленные инвесторы, понимающие, что именно они покупают и на какие именно риски идут".