Сегодня работодателя интересует не диплом, а опыт работы

Автор фото: Фото: Антонина Байгушева
Владимир Васильев

Председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев рассказал "ДП" об основных тенденциях развития системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации.

– Сегодня система профессионального высшего образования направлена на становление устойчивого инновационно-ориентированного социального государства. Идет активное реформирование, обусловленное двумя причинами. Первый – общий: вступления страны в единое информационное пространство. Второй – локальный: работодатель стал требовать более адекватного времени выпускника. Резко сократилось время адаптации на рабочем месте.
– Перенести на российскую почву самую отработанную модель признанного западного образования невозможно. Но от глобализации не уйти. Петербургская высшая школа не изолирована, она вписывается в российскую. По опросу, 80% родителей хотят, чтобы их дети получили высшее образование. В советские времена только 16% выпускников школ получали высшее образование. Сегодня в России эта цифра приближается к 100%.
– В этом году у нас выпускников школ 1 млн 43 тыс., а вузы предлагают около 400 тыс. бюджетных мест и почти столько же коммерческих. Это уже практически массовое высшее образование. Получается, что, решив задачу доступности высшего образования, мы потеряли качество. Образование, которое мы сейчас имеем, сегодня не соответствует кадровому ресурсу: у нас не появилось в три раза больше преподавателей, идет старение профессорско-преподавательского состава.
– Статус профессора, доктора наук, получающего 14 300 рублей, в обществе очень низок – и получается, что это оценка государства. Чтобы соответствовать современному уровню жизни, преподаватель вынужден превращаться в почасовика. Он вынужден работать в нескольких вузах, а иначе получается, что он не востребован. Второе несоответствие – материальная база. Если говорить о техническом образовании, советское лабораторное обеспечение (да и база Российской империи) котировалось в Европе очень высоко. Оно было соизмеримо с тем производством, которое имели наши предприятия. Сегодня несоответствие огромно – предприятия могут себе позволить современное высокоавтоматизированное оборудование, на котором приходится учиться с нуля. Информационный ресурс тоже отстает.
– Мы признаем, что у нас есть разрыв между требованиями работодателя и теми стандартами, по которым мы учим в вузах. Сегодня работодателей прежде всего интересует не диплом, а опыт работы. Они хотят получить готового специалиста. Не вкладывать в него деньги. Мы поняли это и сегодня взаимодействуем с работодателем. Без этого мы не выдержим конкуренции с Москвой внутри России. Мы на одном рынке, и московская высшая школа, и петербургская отбирают наиболее креативных ребят по всей стране. И в Москве, и в Петербурге генерирование знаний – научная школа, опытные и конструкторские разработки – развиты хорошо. А вот внедрение, запуск инноваций в производство, на что сегодня ориентирована экономика, пока оставляют желать лучшего. Мы с Москвой работаем на одном сегменте рынка, с точки зрения родителей. Москва – мощнейший финансовый центр. В Москве образование нацелено на топ-менеджмент. В Петербурге – техника и логистика. Транспортно-логистический узел диктует особенности подготовки профессиональных специалистов. Но задачи рынка образования общие – собрать самых креативных ребят по всей России.
– В Петербурге есть факультет народов Севера, Полярный институт. Социальная диффузия, или социальные лифты, более эффективно работают в Петербурге, чем в Москве. Разрыв бедных и богатых в столице существенно отличается от Петербурга. Талантливому парнишке из села, не имеющему средств на репетиторов, в престижные вузы попасть тяжело. У них есть мотивация, трудолюбие и талант. Из года в год высшая школа отмечает падение школьного образования по стране в целом. Все определяется учителем и статусом.
– Сегодня дополнительное образование школьник может получить только за деньги, но необходимо сделать его более доступным. Ориентировать, мотивировать надо со школьных времен. Сегодня кроме обучающей и научной сферы деятельности в вузах появляется инновационная, внедренческая. Эта деятельность направлена на преодоление разрыва между научными разработками и бизнесом.
Нужны ли обществу столько специалистов с высшим образованием?
– Есть две концепции высшего образования. В Японии есть решение о переходе к всеобщему высшему образованию. Они считают, что с ростом образовательного уровня страны растет ее конкурентоспособность и качество экономики. В некоторых странах школьник должен доказывать необходимость получения высшего образования. Другая общепринятая в цивилизованном мире концепция – образование через всю жизнь. Эта концепция принята и у нас.
– Довольно много государственных вузов относятся негативно к негосударственным: усиливается конкуренция, но не всегда добросовестно. Особенно востребованы на рынке юристы, экономисты, менеджеры. Негосударственные вузы предпочитают готовить еще и финансистов, но мне неизвестен негосударственный вуз, готовящий врачей или инженеров. Это невыгодно, надо вкладываться в материально-техническую базу. Негосударственный сектор в Петербурге дорос до 13% и затормозился. Но и в государственных вузах примерно 50% студентов учатся на платной основе. Прием в вузы Петербурга на бюджетные места сократился в этом году на 400 мест – 27 300 мест. Несмотря на это, в целом на 2% упал конкурс в петербургские вузы. Нас волнует, что будет при переходе на ЕГЭ с категорией льготников. Их в России 153. Мы обязаны их принимать с невысокими баллами. Второе – целевые места, когда заключаются договоры с органами государственной власти. Их уровень все же ниже. Есть еще и квотированные места: набор из Южного федерального округа. Об их уровне промолчу.
– Качество студента автоматически снижает качество образования. Ежегодно растет количество иногородних студентов. В 2003 году было 37% иногородних, а в этом году поступает ровно 50%. Число выпускников школ Петербурга падает и через год-два сравняется с числом бюджетных мест. Нам нужно призвать к себе мыслящих ребят из провинции. Необходимо открывать инновационные технологические центры, где студентам помогают создавать собственные фирмы и внедрять научные разработки.