Председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев рассказал "ДП" об основных тенденциях развития системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации.
– Сегодня система профессионального высшего образования направлена на
становление устойчивого инновационно-ориентированного социального государства.
Идет активное реформирование, обусловленное двумя причинами. Первый – общий:
вступления страны в единое информационное пространство. Второй – локальный:
работодатель стал требовать более адекватного времени выпускника. Резко
сократилось время адаптации на рабочем месте.
– Перенести на российскую почву самую отработанную модель признанного
западного образования невозможно. Но от глобализации не уйти. Петербургская
высшая школа не изолирована, она вписывается в российскую. По опросу, 80%
родителей хотят, чтобы их дети получили высшее образование. В советские времена
только 16% выпускников школ получали высшее образование. Сегодня в России эта
цифра приближается к 100%.
– В этом году у нас выпускников школ 1 млн 43 тыс., а вузы предлагают около
400 тыс. бюджетных мест и почти столько же коммерческих. Это уже практически
массовое высшее образование. Получается, что, решив задачу доступности высшего
образования, мы потеряли качество. Образование, которое мы сейчас имеем, сегодня
не соответствует кадровому ресурсу: у нас не появилось в три раза больше
преподавателей, идет старение профессорско-преподавательского состава.
– Статус профессора, доктора наук, получающего 14 300 рублей, в обществе
очень низок – и получается, что это оценка государства. Чтобы соответствовать
современному уровню жизни, преподаватель вынужден превращаться в почасовика. Он
вынужден работать в нескольких вузах, а иначе получается, что он не востребован.
Второе несоответствие – материальная база. Если говорить о техническом
образовании, советское лабораторное обеспечение (да и база Российской империи)
котировалось в Европе очень высоко. Оно было соизмеримо с тем производством,
которое имели наши предприятия. Сегодня несоответствие огромно – предприятия
могут себе позволить современное высокоавтоматизированное оборудование, на
котором приходится учиться с нуля. Информационный ресурс тоже отстает.
– Мы признаем, что у нас есть разрыв между требованиями работодателя и теми
стандартами, по которым мы учим в вузах. Сегодня работодателей прежде всего
интересует не диплом, а опыт работы. Они хотят получить готового специалиста. Не
вкладывать в него деньги. Мы поняли это и сегодня взаимодействуем с
работодателем. Без этого мы не выдержим конкуренции с Москвой внутри России. Мы
на одном рынке, и московская высшая школа, и петербургская отбирают наиболее
креативных ребят по всей стране. И в Москве, и в Петербурге генерирование знаний
– научная школа, опытные и конструкторские разработки – развиты хорошо. А вот
внедрение, запуск инноваций в производство, на что сегодня ориентирована
экономика, пока оставляют желать лучшего. Мы с Москвой работаем на одном
сегменте рынка, с точки зрения родителей. Москва – мощнейший финансовый центр. В
Москве образование нацелено на топ-менеджмент. В Петербурге – техника и
логистика. Транспортно-логистический узел диктует особенности подготовки
профессиональных специалистов. Но задачи рынка образования общие – собрать самых
креативных ребят по всей России.
– В Петербурге есть факультет народов Севера, Полярный институт. Социальная
диффузия, или социальные лифты, более эффективно работают в Петербурге, чем в
Москве. Разрыв бедных и богатых в столице существенно отличается от Петербурга.
Талантливому парнишке из села, не имеющему средств на репетиторов, в престижные
вузы попасть тяжело. У них есть мотивация, трудолюбие и талант. Из года в год
высшая школа отмечает падение школьного образования по стране в целом. Все
определяется учителем и статусом.
– Сегодня дополнительное образование школьник может получить только за
деньги, но необходимо сделать его более доступным. Ориентировать, мотивировать
надо со школьных времен. Сегодня кроме обучающей и научной сферы деятельности в
вузах появляется инновационная, внедренческая. Эта деятельность направлена на
преодоление разрыва между научными разработками и бизнесом.
Нужны ли обществу столько специалистов с высшим образованием?
Нужны ли обществу столько специалистов с высшим образованием?
– Есть две концепции высшего образования. В Японии есть решение о переходе к
всеобщему высшему образованию. Они считают, что с ростом образовательного уровня
страны растет ее конкурентоспособность и качество экономики. В некоторых странах
школьник должен доказывать необходимость получения высшего образования. Другая
общепринятая в цивилизованном мире концепция – образование через всю жизнь. Эта
концепция принята и у нас.
– Довольно много государственных вузов относятся негативно к
негосударственным: усиливается конкуренция, но не всегда добросовестно. Особенно
востребованы на рынке юристы, экономисты, менеджеры. Негосударственные вузы
предпочитают готовить еще и финансистов, но мне неизвестен негосударственный
вуз, готовящий врачей или инженеров. Это невыгодно, надо вкладываться в
материально-техническую базу. Негосударственный сектор в Петербурге дорос до 13%
и затормозился. Но и в государственных вузах примерно 50% студентов учатся на
платной основе. Прием в вузы Петербурга на бюджетные места сократился в этом
году на 400 мест – 27 300 мест. Несмотря на это, в целом на 2% упал конкурс в
петербургские вузы. Нас волнует, что будет при переходе на ЕГЭ с категорией
льготников. Их в России 153. Мы обязаны их принимать с невысокими баллами.
Второе – целевые места, когда заключаются договоры с органами государственной
власти. Их уровень все же ниже. Есть еще и квотированные места: набор из Южного
федерального округа. Об их уровне промолчу.
– Качество студента автоматически снижает качество образования. Ежегодно
растет количество иногородних студентов. В 2003 году было 37% иногородних, а в
этом году поступает ровно 50%. Число выпускников школ Петербурга падает и через
год-два сравняется с числом бюджетных мест. Нам нужно призвать к себе мыслящих
ребят из провинции. Необходимо открывать инновационные технологические центры,
где студентам помогают создавать собственные фирмы и внедрять научные
разработки.