Заявление грузинских властей о выходе страны из Содружества независимых государств (СНГ) вернуло к жизни разговоры о будущем и перспективах организации.
Как демарш бывшей советской республики отразится на СНГ? Могут ли за Грузией
последовать другие страны, входящие в союз? Что означает крайне запоздалая
реакция Александра Лукашенко на события в Южной Осетии? Своими мыслями по этим
вопросам с "ДП" поделился депутат, первый заместитель председателя комитета по
делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы РФ, директор Института стран СНГ
Константин Затулин.
– Какую роль в СНГ играла Грузия?
– В том-то и дело, что Грузия была скорее тормозным башмаком, нежели страной,
заинтересованной в развитии СНГ, способствовавшей ему. Грузия была своеобразным
троянским конем внутри организации. Сейчас, когда Грузия покинет СНГ, все
остальные страны только консолидируются. Единственной пострадавшей стороной в
результате выхода Грузии из СНГ станет сама Грузия.
– Вы думаете, ей что-то угрожает в этой связи?
– Экономически Грузия мотивирована участвовать в СНГ, поскольку большинство
производимых там товаров, предметов национально-экономической гордости находит
сбыт только на постсоветском пространстве. Теперь эти связи будут прерваны.
– Могут ли за Грузией последовать другие страны, например
Украина?
– Во многом это зависит от того, как будут складываться отношения Украины с
Западом. Я думаю, вряд ли. Это было бы слишком нарочито, искусственно. И я
убежден, что России по отношению к Украине нужно занимать прежнюю, достаточно
жесткую позицию. И не позволять ее "размагничивать" разговорами о каких-либо
компромиссах, которые России сегодня совсем не нужны.
– О чем, на ваш взгляд, говорит реакция президента Белоруссии Александра
Лукашенко (вернее, ее отсутствие) в первые дни конфликта в Южной
Осетии?
– Лукашенко в личном плане уязвлен сегодняшним уровнем отношений между
Россией и Белоруссией. Он избрал не лучший повод для того, чтобы внести ясность
в отношения с российским руководством. На мой взгляд, поступил не самым умным
образом, продемонстрировал местечковость белорусской политики. И хотя он уже
"поправился", это произошло слишком поздно, чтобы кто-то этого не заметил.
Но
то, что в отношениях между нашими странами далеко не все гладко, очевидно. И
дальше все будет зависеть от того, какую стратегию выберут белорусские власти в
нынешних условиях. Тут возможны два варианта. Либо Белоруссия захочет снять эти
проблемы, сделать так, чтобы интеграция пошла вперед, либо эти проблемы будут
гипертрофированы, в результате чего любая экономическая интеграция и создание
союзного государства станут невозможными.
– Некоторые эксперты считают, что таким образом Лукашенко посылает некие
сигналы Западу...
– Безусловно, посылает. Лукашенко заинтересован в том, чтобы в этой ситуации как-то отыграть в пользу Белоруссии, вернее, в пользу своего режима те уступки, которые были прежде сделаны, как он считает, под давлением российской стороны (я имею в виду цены на газ и т. д.).
– Безусловно, посылает. Лукашенко заинтересован в том, чтобы в этой ситуации как-то отыграть в пользу Белоруссии, вернее, в пользу своего режима те уступки, которые были прежде сделаны, как он считает, под давлением российской стороны (я имею в виду цены на газ и т. д.).
– Тем не менее в ухудшение отношений России и Белоруссии верится с
трудом...
– Я думаю, что глобального ухудшения отношений не произойдет. Однако у
руководства России теперь гораздо больше оснований не доверять Александру
Лукашенко.