Потанин подминает "Норникель"

Владимир Потанин, глава холдинга "Интеррос"

ДАЙДЖЕСТ. "Норильский никель" начал программу обратного выкупа с рынка (buy back) 4% акций компании с премией в 22% к рыночной цене.

На buy back "Норильский никель" готов потратить 47 млрд рублей (около $2,02 млрд), выкупив у своих акционеров до 7,9 млн акций, или около 4% уставного капитала компании, по цене 6,1 тысячи рублей. В пятницу торги акциями ГМК на ММВБ закрылись на уровне 4,8 тысячи рублей. (падение 3,07%), ADR на Лондонской фондовой бирже (LSE) стоили $21, что соответствует 5,1 тысячи рублей за бумагу. Таким образом, премия, предложенная акционерам, составляет 16-22%. Срок приобретения акций — три месяца, покупать их будут пропорционально у всех подавших заявки, в том числе держателей ADR.
Миноритарные акционеры ГМК восприняли предложение "Норникеля" по-разному. Одни говорят, что им было бы удобнее, если бы ГМК распределил средства в качестве дивидендов, другие готовы купить бумаги сейчас и заработать на перепродаже. В группе ОНЭКСИМ Михаила Прохорова, которая, по данным из разных источников, контролирует около 5% акций "Норильского никеля", и в ОК "Русал" "Коммерсанту" сообщили, что участвовать в buy back не будут.
Вообще для "Норильского никеля" это стандартная практика: еще задолго до начала акционерного конфликта в компании раз в два-три года ГМК выкупала по 3% акций. Но сейчас, после покупки "Русалом" блокпакета "Норникеля", "Интеррос" может использовать эту процедуру в своих целях.
Выкуп задумывался в начале этого года как механизм противостояния "Русалу". В наиболее агрессивном сценарии рассматривалась покупка до 10% бумаг ГМК на дочернюю компанию "Норникеля", что позволило бы подконтрольному "Интерросу" менеджменту ГМК голосовать этим пакетом. Размер свободных денежных средств ГМК — около $6 млрд, и в теории она могла бы осуществить и этот план. Однако компания склонилась к более осторожному сценарию. Выкупаемые с рынка акции не будут голосующими — они будут заведены на баланс ГМК и станут казначейскими. В течение года этот пакет должен быть либо погашен, либо продан на рынок.
В "Русале" уверены, что основным мотивом для запуска buy back было стремление "Интерроса" увеличить эффективный контроль над компанией. В результате buy back эффективная доля голосов акционеров, которые не примут участия в программе, пропорционально увеличивается. Таким образом, если верить заявлениям "Интерроса", согласно которым у компании сейчас около 29% акций "Норильского никеля", то после buy back его эффективная доля составит 30,1%, доля "Русала" вырастет с 25% до 26%.
Ряд источников, близких к акционерам ГМК, уверены, что "Интеррос" и его партнер Алишер Усманов контролируют около 35%, а значит, их эффективная доля увеличится почти на 1,5% — до 36,4%. В таком случае при обычной явке акционеров на собрание около 70% у "Интерроса" будет больше голосов, чем у "Русала" и миноритариев, вместе взятых. Поэтому действия "Интерроса" идут вразрез с планами "Русала", который в сентябре намерен инициировать внеочередное собрание акционеров для увеличения количества членов совета директоров и его переизбрания.
Сейчас совет директоров фактически контролирует "Интеррос", а устав "Норильского никеля" позволяет команде Владимира Потанина проводить почти любые решения. У "Русала" пакет меньше, и при голосованиях по важным вопросам он пытается заручиться поддержкой фондов — акционеров ГМК. Но они-то и могут воспользоваться bay back.