Мнимые смыслы "Короля Рогера"

Автор фото: Мариинский театр

"Король Рогер" - одна из "редкостей европейской оперы" - показана в Мариинском театре. Произведение классика польской музыки Кароля Шимановского, созданное в 1920-х годах, модный режиссер Мариуш Трелинский поставил сначала во Вроцлаве, теперь у нас, а в конце августа эту же постановку повезут на Эдинбургский фестиваль. Петербургской премьерой дирижировал Валерий Гергиев.

"Король Рогер" дает простор для музыковедческих, культурологических и этических толкований. Главная коллизия оперы – противостояние католического аскетизма (Король Рогер) и ересей, замешанных на дионисийском буйстве (Пастух). Действие происходит на Сицилии в ХП веке, где античные традиции переплелись с византийским и арабским влиянием. Эти мотивы тонко вплетены в музыкальную ткань, отразившую «великий перелом» музыкальных эпох - в опере чуткое ухо уловит параллели со Скрябиным, Стравинским, Р. Штраусом, Равелем, Дебюсси.
Множественность смыслов, коренящаяся в "Короле Рогере", обеспечит работой искусствоведов, но вряд ли тронет обычную публику, если она доверится Мариушу Трелинскому. Режиссер пошел по пути имитации «многозначительности». Особенно это ощутимо в третьем акте: действие разворачивается в больничной палате, и каждый вправе сами решить, кого он хочет видеть в роли покойника. Если зритель не готов домыслить то, чем пренебрег режиссер, он увидит всего-навсего историю о неудачном брачном союзе.
Когда женщине (Роксана, королева Сицилии) в супружеской жизни не хватает радостей, и ее единственное занятие – прохаживаться с бокалом в руке по опостылевшей квартире, она с готовностью бросит мужа-короля, воспользовавшись любым предлогом. В данном случае таким предлогом оказался Пастух-проповедник, видом и нарядом (к счастью, не вокалом) напоминающий Бориса Моисеева.
Похожих историй каждый в зале знает достаточно и даже может подсказать выход. Чтобы разочарованная дамочка не бесилась с жиру, умный муж подарит ей карманный бизнес, отправит опекать приют для хомячков или пристроит в эстрадные звезды. Король Рогер такого простого решения не нашел, за что и поплатился. Или что там с ним в итоге произошло?
Оперный спектакль не должен быть беднее его толкований – но у Трелинского случилось именно так. Что ни в коей мере не ослабляет радости знакомства с интересной музыкой, прежде у нас не звучавшей.