В новом яхт-клубе "Терийоки" жизнь будет кипеть

Автор фото: "ДП"
Анна Лебедева, директор яхт-клуба "Терийоки"

Завершаются строительные работы, но некоторые любители походить по волнам уже поспешили обзавестись здесь стояночными местами. С директором яхт-клуба "Терийоки" Анной Лебедевой мы беседуем накануне официального открытия заведения.

– До прихода в "Терийоки" вы работали в компании "Маринетек" и, вероятно, конструировали эти же понтоны, которыми сегодня оснащен яхт-клуб?
– Да, как раз нынешние инвесторы и владельцы яхт-клуба "Терийоки" были нашими клиентами в "Маринетек", мы с самого начала проекта участвовали в разных этапах его реализации. Началось все с маркетинговых исследований, расчетов: какие прогнозируются параметры судов – клиентов, какое оборудование, инфраструктура и сервис должны быть.
Название "Терийоки" появилось не случайно: здесь когда-то был финский яхт-клуб, который успешно функционировал, поэтому мы и подняли историческую справку, и флаг яхт-клуба восстановили, а дизайн здания гостиницы создан по мотивам старого деревянного здания Капитании, стоявшего в прежнем яхт-клубе. В советское время здесь также была гавань – небольшая, для спортивных судов, но из-за сильных западных ветров подходной канал начало со временем затягивать песком, саму гавань затянуло вследствие волновых и ветровых явлений. Это сейчас здесь тихая погода, а когда бывает ветер посильнее – ощущаешь, что это море, серьезная стихия.
У нас высота южного оградительного мола – 3,5 м, проводились серьезные исследования, анализ волнового и ветрового режима, прежде чем выйти на эту высоту. Проводились и дноуглубительные работы. Если бы не видела своими глазами, что тут было, – не поверила бы никогда: отсыпали соединительную дамбу, осушили гавань, отрыли экскаваторами глубину гавани до 4 м, а затем снова заполнили водой. Расчет на максимальное судно длиной 25 м, а значит, осадка у него будет 2–3 м, а наша проектная глубина – 4 м.
В самое ближайшее время мы закончим официальные промеры глубин и установим навигационные буи подходного фарватера. Мы восстановили подходной канал по тому же направлению створных знаков, который существовал еще с советских времен.
– Что можно сказать об инфраструктуре?
– Здесь есть причалы двух типов. Первый – вдоль стенки, для небольших судов, это понтоны на бетонных поплавках с деревянной палубой со швартованными "пальцами". А внутри марины – плавучие железобетонные понтоны для судов побольше, они очень надежны: когда на них стоишь, ощущение устойчивости как на земле, а система раскрепления позволяет отражать колебания уровня воды. Здесь ведь очень большая разница в уровнях, что связано с нагонными сезонными наводнениями, в процессе которых уровень может "гулять" до 2 м. Современный элемент инфраструктуры – те самые швартованные "пальцы" на плавучих причалах. Эту конструкцию можно модернизировать исходя из потребностей: расширить или уменьшить ячейку в зависимости от особенностей швартующихся судов.
– А на каких условиях вы предлагаете стоянку клиентам?
– Предлагаются два варианта. Классический для любого яхт-клуба – это сезонная стоянка, как правило, с конца апреля до начала октября. Есть и другой вариант. Яхт-клуб строится на основе инвестиционного договора с КУГИ СПб, по которому после ввода объекта в эксплуатацию оформляется договор на аренду земли на 49 лет. Поэтому мы можем предоставить клиенту возможность приобрести стояночное место на этот же срок. Фактически – в собственность.
В то же время покупатель не связан по рукам и ногам: договор предполагает возможность переуступки (по сути – перепродажи) своего места. Да, мы рискнули, предложив такой продукт на этом рынке, но реакция судовладельцев оказалась позитивной: люди готовы к такого рода инвестициям, они понимают, что это такое – построить новую гавань на северном берегу Финского залива. Вряд ли в ближайшие 5–7 лет здесь появятся новые марины, потому что это очень серьезные инвестиции и длительный процесс согласований и строительства. Да и место на стоянке через год здесь будет гораздо дороже.
– Каковы инвестиции в проект?
– Общее число – порядка $30 млн. Финансирование осуществляется акционерами и из привлеченных средств Северо-Западного филиала Сбербанка РФ. Собственники – частные лица, они имеют отношение к морю, поэтому проект и появился. Это петербуржцы, которые тоже, очевидно, будут держать здесь свои суда.
– Стоянка уже функционирует?
– Да, выходить в море и стоять в марине уже можно, и суда к нам заходят. Недавно один из гостей пришел из Петербурга, через судопропускное сооружение С2. Официально проход в дамбе еще не открыт, после завершения строительства С2 будет работать в том числе для маломерных судов, чтобы не ходить вокруг Кронштадта. Два часа прогулки – великолепный вариант. Мы рассчитываем, что у нас уже в этом году будет активный заход гостевых судов. Объективно у нас в Петербурге пойти особенно некуда. Стоянки в центре есть, выйти в море можно, но для водномоторника интересна цель маршрута. Это под парусами можно выйти в море, покрутить повороты – и уже получить весь спектр эмоций и ощущений. А для владельца моторной яхты интерес – достичь какой-то цели, а целью может быть заход в нашу гавань, пообедать, погулять в Зеленогорске и т. д.
– А как вы смотрите на отмену временного ввоза? Насколько препоны для захода зарубежных судов нарушают ваши планы?
– Для нас это скорее позитивный момент: люди, которые на самом деле хотят ходить здесь, легализуют свои суда, а значит, у марины появятся новые клиенты. Что касается иностранных яхт, конечно, проблема гостевых судов остается в Петербурге нерешенной ситуацией, которая на нас тоже негативно влияет. Но в первую очередь мы все-таки рассчитываем на российских судовладельцев. Причем не только питерских. Наше предложение уже получило отклик у московских коллег: приобретение места для размещения яхты и аренда коттеджа вызывает интерес, для них это ближайшая возможность выхода в море.
– Когда планируете открытие?
– Заканчиваются отделочные работы в здании гостиницы и ресторанов. Следующим этапом будет запуск ресторана "Веранда" под управлением компании "Гинза Групп". В середине июля мы сделаем официальное открытие марины и ресторана, хотя уже сегодня марина работает и, конечно, как на "парковку" к нам уже можно приходить. Но хочется, чтобы здесь кипела жизнь, и конечно же, привлекательным моментом становится в подобных местах береговая инфраструктура – а именно ресторан. Следующий этап – запуск гостиницы и коттеджного комплекса, они будут сдаваться в аренду и рассчитаны на любого желающего, не только на яхтсменов.
– Вы планируете расширять спектр услуг и масштаб яхт-клуба из просто стоянки?
– Планируем организовать зимнее хранение, небольшую сервисную мастерскую, уже сейчас у нас есть голландский кран для спуска-подъема судов. В нашей акватории проходят международные соревнования, и гостиница с рестораном – великолепная площадка. Нам нужно закончить строительство всех объектов, а следующая задача – конечно же, вдохнуть в клуб жизнь. Мы предполагаем все-таки организовать именно клубную жизнь – со встречами, мероприятиями в конференц-зале, с приемом регат, организацией чартерных программ. В планах и международные соревнования проводить. Сейчас мы начинаем переговоры с организаторами Volvo Ocean Race и Tall Ships’ Races, которые состоятся в следующем году. Проход финишировавших судов будет неподалеку от нас. Мы предлагаем сделать у себя что-то вроде базы с VIP-зоной, чтобы люди могли наблюдать за прохождением парусных судов.