Завершаются строительные работы, но некоторые любители походить по волнам уже поспешили обзавестись здесь стояночными местами. С директором яхт-клуба "Терийоки" Анной Лебедевой мы беседуем накануне официального открытия заведения.
– До прихода в "Терийоки" вы работали в компании "Маринетек" и, вероятно,
конструировали эти же понтоны, которыми сегодня оснащен яхт-клуб?
– Да, как раз нынешние инвесторы и владельцы яхт-клуба "Терийоки" были нашими
клиентами в "Маринетек", мы с самого начала проекта участвовали в разных этапах
его реализации. Началось все с маркетинговых исследований, расчетов: какие
прогнозируются параметры судов – клиентов, какое оборудование, инфраструктура и
сервис должны быть.
Название "Терийоки" появилось не случайно: здесь когда-то был финский
яхт-клуб, который успешно функционировал, поэтому мы и подняли историческую
справку, и флаг яхт-клуба восстановили, а дизайн здания гостиницы создан по
мотивам старого деревянного здания Капитании, стоявшего в прежнем яхт-клубе. В
советское время здесь также была гавань – небольшая, для спортивных судов, но
из-за сильных западных ветров подходной канал начало со временем затягивать
песком, саму гавань затянуло вследствие волновых и ветровых явлений. Это сейчас
здесь тихая погода, а когда бывает ветер посильнее – ощущаешь, что это море,
серьезная стихия.
У нас высота южного оградительного мола – 3,5 м, проводились серьезные
исследования, анализ волнового и ветрового режима, прежде чем выйти на эту
высоту. Проводились и дноуглубительные работы. Если бы не видела своими глазами,
что тут было, – не поверила бы никогда: отсыпали соединительную дамбу, осушили
гавань, отрыли экскаваторами глубину гавани до 4 м, а затем снова заполнили
водой. Расчет на максимальное судно длиной 25 м, а значит, осадка у него будет
2–3 м, а наша проектная глубина – 4 м.
В самое ближайшее время мы закончим официальные промеры глубин и установим
навигационные буи подходного фарватера. Мы восстановили подходной канал по тому
же направлению створных знаков, который существовал еще с советских времен.
– Что можно сказать об инфраструктуре?
– Здесь есть причалы двух типов. Первый – вдоль стенки, для небольших судов,
это понтоны на бетонных поплавках с деревянной палубой со швартованными
"пальцами". А внутри марины – плавучие железобетонные понтоны для судов
побольше, они очень надежны: когда на них стоишь, ощущение устойчивости как на
земле, а система раскрепления позволяет отражать колебания уровня воды. Здесь
ведь очень большая разница в уровнях, что связано с нагонными сезонными
наводнениями, в процессе которых уровень может "гулять" до 2 м. Современный
элемент инфраструктуры – те самые швартованные "пальцы" на плавучих причалах.
Эту конструкцию можно модернизировать исходя из потребностей: расширить или
уменьшить ячейку в зависимости от особенностей швартующихся судов.
– А на каких условиях вы предлагаете стоянку клиентам?
– Предлагаются два варианта. Классический для любого яхт-клуба – это сезонная
стоянка, как правило, с конца апреля до начала октября. Есть и другой вариант.
Яхт-клуб строится на основе инвестиционного договора с КУГИ СПб, по которому
после ввода объекта в эксплуатацию оформляется договор на аренду земли на 49
лет. Поэтому мы можем предоставить клиенту возможность приобрести стояночное
место на этот же срок. Фактически – в собственность.
В то же время покупатель не связан по рукам и ногам: договор предполагает
возможность переуступки (по сути – перепродажи) своего места. Да, мы рискнули,
предложив такой продукт на этом рынке, но реакция судовладельцев оказалась
позитивной: люди готовы к такого рода инвестициям, они понимают, что это такое –
построить новую гавань на северном берегу Финского залива. Вряд ли в ближайшие
5–7 лет здесь появятся новые марины, потому что это очень серьезные инвестиции и
длительный процесс согласований и строительства. Да и место на стоянке через год
здесь будет гораздо дороже.
– Каковы инвестиции в проект?
– Общее число – порядка $30 млн. Финансирование осуществляется
акционерами и из привлеченных средств Северо-Западного филиала Сбербанка РФ.
Собственники – частные лица, они имеют отношение к морю, поэтому проект и
появился. Это петербуржцы, которые тоже, очевидно, будут держать здесь свои
суда.
– Стоянка уже функционирует?
– Да, выходить в море и стоять в марине уже можно, и суда к нам заходят.
Недавно один из гостей пришел из Петербурга, через судопропускное сооружение С2.
Официально проход в дамбе еще не открыт, после завершения строительства С2 будет
работать в том числе для маломерных судов, чтобы не ходить вокруг Кронштадта.
Два часа прогулки – великолепный вариант. Мы рассчитываем, что у нас уже в этом
году будет активный заход гостевых судов. Объективно у нас в Петербурге пойти
особенно некуда. Стоянки в центре есть, выйти в море можно, но для
водномоторника интересна цель маршрута. Это под парусами можно выйти в море,
покрутить повороты – и уже получить весь спектр эмоций и ощущений. А для
владельца моторной яхты интерес – достичь какой-то цели, а целью может быть
заход в нашу гавань, пообедать, погулять в Зеленогорске и т. д.
– А как вы смотрите на отмену временного ввоза? Насколько препоны для
захода зарубежных судов нарушают ваши планы?
– Для нас это скорее позитивный момент: люди, которые на самом деле хотят
ходить здесь, легализуют свои суда, а значит, у марины появятся новые клиенты.
Что касается иностранных яхт, конечно, проблема гостевых судов остается в
Петербурге нерешенной ситуацией, которая на нас тоже негативно влияет. Но в
первую очередь мы все-таки рассчитываем на российских судовладельцев. Причем не
только питерских. Наше предложение уже получило отклик у московских коллег:
приобретение места для размещения яхты и аренда коттеджа вызывает интерес, для
них это ближайшая возможность выхода в море.
– Когда планируете открытие?
– Заканчиваются отделочные работы в здании гостиницы и ресторанов. Следующим
этапом будет запуск ресторана "Веранда" под управлением компании "Гинза Групп".
В середине июля мы сделаем официальное открытие марины и ресторана, хотя уже
сегодня марина работает и, конечно, как на "парковку" к нам уже можно приходить.
Но хочется, чтобы здесь кипела жизнь, и конечно же, привлекательным моментом
становится в подобных местах береговая инфраструктура – а именно ресторан.
Следующий этап – запуск гостиницы и коттеджного комплекса, они будут сдаваться в
аренду и рассчитаны на любого желающего, не только на яхтсменов.
– Вы планируете расширять спектр услуг и масштаб яхт-клуба из просто
стоянки?
– Планируем организовать зимнее хранение, небольшую сервисную мастерскую, уже
сейчас у нас есть голландский кран для спуска-подъема судов. В нашей акватории
проходят международные соревнования, и гостиница с рестораном – великолепная
площадка. Нам нужно закончить строительство всех объектов, а следующая задача –
конечно же, вдохнуть в клуб жизнь. Мы предполагаем все-таки организовать именно
клубную жизнь – со встречами, мероприятиями в конференц-зале, с приемом регат,
организацией чартерных программ. В планах и международные соревнования
проводить. Сейчас мы начинаем переговоры с организаторами Volvo Ocean Race и
Tall Ships’ Races, которые состоятся в следующем году. Проход финишировавших
судов будет неподалеку от нас. Мы предлагаем сделать у себя что-то вроде базы с
VIP-зоной, чтобы люди могли наблюдать за прохождением парусных судов.