00:0004 июля 200800:00
2419просмотров
00:0004 июля 2008
Так считает Минеко Ивасаки - в молодости она была одной из самых известных гейш Японии, сегодня ей около шестидесяти.
После того как Артур Голден в 1997 году
напечатал свой роман, который быстро стал мировым бестселлером, Минеко Ивасаки
почувствовала себя оскорбленной и подала на Голдена в суд за клевету, извращение
традиционных японских ценностей и за унижение профессионального
достоинства.
Она имела на то полное право, ведь именно ее расспрашивал Голден
о нелегкой жизни гейш. И Минеко Ивасаки должна была остаться анонимной - гейши
не посвящают в тайны своей профессии, но автор зачем-то опубликовал
благодарность, назвав ее имя.
Что и стоило ему некоторой компенсации, которую
пришлось выплатить по суду.
Где-то я прочитала, что Минеко Ивасаки претендует
на часть дохода, получаемого Артуром Голденом от переизданий романа. Меня
попросили не слишком педалировать эту тему в разговоре с госпожой Ивасаки - она
не может произносить имя Голдена вслух, потому что это грозит новыми судебными
разбирательствами. Но от вопроса о ее притязаниях я все-таки не
удержалась.
Минеко-сан ответила мне по-японски загадочно: пусть деньги
достанутся автору. Тем более что она написала собственную книгу - «Настоящие
мемуары гейши, изданную и на русском языке (в США книга вышла под названием
«Гейша, жизнь, в Великобритании - «Гейша Гиона). Говорят, это похоже на
«производственный роман в отличие от «выдумки и «фантазии, как она называет
книгу Голдена. Зато скрупулезно описаны все нюансы жизни и работы
представительниц этой древней профессии, правила и обычаи, по которым живут
гейши.
Она приехала в Петербург с коротким визитом по приглашению
издательства «Амфора. Мы встретились с ней в одном из ресторанов недалеко от
Невского.
Минеко Ивасаки пришла вместе с мужем - художником и реставратором,
одета она была в «деловое кимоно в черно-белую клеточку, время от времени
обмахивалась маленьким веером и улыбалась. А я снова вспомнила тот киношный трюк
- останавливать взглядом, потому что глаз от этой женщины было не отвести
И
еще, как ни странно, припомнились самураи из фильмов Куросавы, вернее, их манера
говорить: отрывисто, резко, на выдохе, вытаращив глаза.
Речь Минеко Ивасаки
журчала горной речкой по маленьким камушкам, и ее японский язык был абсолютно
неузнаваем.
Минеко-сан, говорят, вы были одной из лучших гейш Киото. А кто
присваивает гейше такое «звание?
-Учитель (именно так, а не «учительница. -
Авт.) - в зависимости от успехов в обучении, от того, как усваиваются навыки
традиционного японского танца, которому уже 700 лет. Конечно, имеет значение и
мнение гостей чайного домика, перед которыми гейша танцует.
В чайном домике
есть пять отдельных пространств для зрителей и для выступления гейш - этим он
отличается от ресторана в японском стиле и традиционной японской гостиницы
ркан. Если ты становишься примадонной, то выступаешь одна, и тебя приглашают в
разные театры Японии, если не стала лучшей - то танцуешь вместе с другими.
В
Киото есть специальный театр гейш - на сцене может одновременно находиться 80
человек. Чтобы пригласить для выступления примадонну, нужно дорого заплатить -
цену назначают учитель и хозяйка дома, где живут гейши.
В древнем японском
танце нет импровизации - как и русский классический балет, он основан на
определенных движениях, сложившихся исторически. Изменять ничего нельзя!
Единственное, что можно, так это поменять местами танцевальные номера.
В
танце гейш есть нечто подобное балетным поддержкам, когда танцовщицы - майко
совершают некие взаимные движения - тоже, как и в классическом европейском
балете, разученные и в соответствии с традицией. Такими парными движениями в
японском танце передаются различные эмоции. Только вот гейши двигаются абсолютно
бесшумно. Если движения или прыжки производят хоть малейший шум - а в вашем
балете это очень слышно - японцы не прощают.
Под некоторыми сценами в Японии,
в Киото например, специально сделано полое пространство, поэтому слышен любой
звук. И гейша должна быть невесомой - именно в этом заключается ее
мастерство.
Что бы ни говорили знатоки японской традиции, гейша в
представлении и европейцев, и американцев остается женщиной не самого строгого
поведения. Каков на самом деле статус этой профессии в Японии? Если в двух
словах, гейша - это
-Гейша - это продавец искусства, танца прежде всего. И
она обязательно стремится к финансовой независимости от хозяйки дома - когда
гейша сама сможет вложиться в свое облачение. А только кимоно стоит очень дорого
($ 10 тыс. - еще не самая высокая цена. - Авт.).
Для того чтобы стать
материально независимой, нужно много работать и выступать. Моя жизнь не была
легкой: приходилось до полудня тренироваться и репетировать, потом на самолете
лететь в другой конец страны, например на Хоккайдо, чтобы выступить там - не все
ведь могут приехать в Киото, а вечером на этом же самолете возвращаться обратно.
И так чуть ли не каждый день.
Что касается статуса этой профессии, то в
Японии таким же высоким авторитетом пользуется профессия врача. Жена первого
премьер-министра Японии Ито Хиробуми была до замужества гейшей, и сегодня среди
политической и бизнес-элиты нередки такие браки.
У политиков принято
устраивать званые домашние вечера - они приглашают гейш, влюбляются, женятся
Некоторые бизнесмены открывают чайные домики.
Влияют ли жены на позицию или
решения своих мужей? Нет, только на домашнюю политику, дом - это
главное.
Любая девочка может стать гейшей?
-В мои времена было много
девочек из знатных семей. Настоящими гейшами они стать не успевали - слишком
рано выходили замуж. Сейчас в принципе любая девушка может стать гейшей, но не
всех берут, существует конкурс.
Нужно пройти долгий и сложный путь: уже в 6
лет девочки начинают ходить на частные уроки - учатся многому, в том числе танцу
и игре на музыкальных инструментах. В 15 лет девушка выходит на сцену -
становится майко - так называют этих танцовщиц, и продолжает учиться до 19 лет.
И только потом превращается в гейко - гейшу на киотском диалекте. В среднем лет
шесть живет она в доме, который называется окия (или яката) - до того, как
станет независимой от его хозяйки. Дальше - замужество Я была гейшей в Киото,
знаменитом и сегодня районе Гион, а замуж вышла в 29 лет. Моя взрослая дочь
сегодня изучает искусство буддизма и философию в Токио.
Глобализация
наступает, и национальные границы, во всяком случае в искусстве, стираются. Не
становятся ли гейши с их древними традициями экзотикой даже для
Японии?
-Наоборот, интерес к ним в Японии очень велик - по статистике, майко
становится с каждым годом все больше и больше. В Киото сохранились целые
кварталы, есть гейши и по всей Японии. Да и в России появился интерес - вот и
свою книгу я здесь издала. Может быть, глядя на мой пример, и другие гейши будут
готовы как-то проявить себя.
Я впервые в России, а хотела приехать в вашу
страну еще во времена СССР, но Брежнев меня на вечеринку так и не
пригласил.
Что должна уметь настоящая гейша? Останавливать взглядом
мужчину Так учат юную героиню в голливудском фильме «Мемуары гейши, снятом по
одноименному роману Артура Голдена. Фильм снимался в Калифорнии, гейш играли
китаянки, и он так же далек от правды, как и роман.
«Что касается статуса
гейш, то в Японии таким же высоким авторитетом пользуется профессия врача. Жена
первого премьер-министра Японии Ито Хиробуми была до замужества гейшей, и
сегодня среди элиты нередки такие браки.
Они не такие! В японской
индустрии развлечений гейши и проститутки исторически занимали разные позиции,
что проявлялось и внешне: проститутка повязывала пояс своего кимоно простым
узлом спереди, чтобы его можно было развязывать много раз в день, а узел пояса
гейши завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи развязать и тем
более завязать его невозможно. Кроме того, в одежде и прическе гейш и японских
куртизанок существовало множество предписанных различий, которые не позволяли
спутать гейшу c куртизанкой или проституткой, а также указывали на социальный
статус женщины и ее род занятий. Поэтому если гейша и отдается, то происходит
это исключительно по ее воле и является частью личной жизни, а не
профессии.
Ошибочное мнение о профессии гейши сложилось во время американской
оккупации Японии после Второй мировой войны. «Гися или «девочка-гейша (geisha
girl) - так американские солдаты называли молодых японок, отдававшихся им за
деньги. Некоторые из этих девушек, остро нуждаясь в средствах к существованию,
сами называли себя гейшами, на самом деле не являясь ими.