00:0030 июня 200800:00
25просмотров
00:0030 июня 2008
СПб. Каждый рабочий день тысячи руководителей занимаются тем, что из самых лучших побуждений наказывают своих подчиненных за хорошую работу и поощряют за плохую.
«Сотрудница отдела продаж по своей инициативе рассылает письма клиентам с
приглашением на презентацию. Спрашивает у меня по какому-то поводу совета, -
приводит пример Александр Иванов, руководитель Высшей школы отношений NTRS. - Я
читаю это рекламное письмо и прихожу в ужас: дизайн! текст! картинки! И девушка,
которая заслуживает поощрения, получает взбучку. Захочет она второй раз проявить
инициативу?
Елена, менеджер одной из компаний, испытала на себе другой не
менее распространенный случай. «Как-то начальник дал мне задание. Не то чтобы
сложное, но требующее многочисленных расчетов. Обычно его все пытаются избежать.
Работала, не поднимая головы, целую неделю, - рассказывает она. - Начальнику
результат понравился. И я стала козлом отпущения. Все неприятные задания стали
моими. Коллегам, которые раньше сидели с ними по 2-3 недели, шеф ничего
подобного не поручал. А мне каждый раз говорил: «Ну ты же головастая. В итоге я
ушла с работы.
Не подумал
По мнению Александра Иванова, такие действия -
просто необдуманные реакции. Начальник не спрашивает себя: «А каковы будут
отдаленные последствия моего решения?, а поступает, подчиняясь моменту. Из
лучших побуждений, разумеется.
«У большинства из нас отсутствует навык
системного мышления, - утверждает Александр Иванов. - Мы, давая волю эмоциям или
преследуя сиюминутные цели, забываем, что обратная связь идет по системе с
задержкой. В результате не осознаем влияния вчерашних управленческих шагов на
сегодняшние успехи или неудачи.
Сколько вешать
А вот Александр Хватов,
заведующий кафедрой организационной психологии Института практической психологии
«Иматон, уверен: основная путаница между подчиненным и руководителем
заключается в том, что руководитель неправильно оценивает уровень зрелости
сотрудника. По его словам, специалист проживает в компании несколько этапов, в
течение которых его способность работать довольно сильно меняется. Первые два
этапа требуют четкого директивного руководства: сотрудник еще плохо
ориентируется в том, что надо и что не надо делать. «Поначалу менеджер не должен
позволять подчиненным делать ошибки, - объясняет Александр Хватов. - Для этого
он использует негативный менеджмент. В третьей фазе перед руководителем стоит
задача поймать момент, когда надо поддерживать инициативу. Потому что если ты
раз, два, три дашь человеку по рукам, то он эту инициативу в следующий раз
направит в другое русло либо перегорит.
Спасибо, уже пробовал
Так
случилось в одной петербургской компании, занимающейся интернет-провайдингом.
Компания была очень технологичной, но однажды регламенты работы с клиентом дали
сбой. Клиенты попадались разные, соответственно существующий регламент работы
может просто не подойти. «Один из молодых руководителей подразделения пытался
найти решение этой проблемы, проявлял инициативу, - рассказывает Александр
Хватов. - Один, два, три раза это прошло незамеченным. Он продолжал делать свою
работу не по процедуре, но в пользу клиента. Один раз этот подход дал сбой.
Человека сильно наказали.
В результате через какое-то время компания
столкнулась с серией сложностей, с которыми пытался справиться молодой
руководитель. Представитель вышестоящего начальства пришел к нему со словами:
«Парень, у тебя была идея, давай ее воплощать. А парень отвечает: «Спасибо, я
уже пробовал. Пришлось потом его долго мотивировать и уговаривать.
Не быть
наказанным
Избежать наказания за хорошую работу, как и поощрения за плохую,
можно. Александр Хватов советует предложить руководителю свою идею, как можно
работать более рационально. Важно прийти не с проблемой, а с решением.
Руководителям же надо помнить, что существует и манипулятивный способ.
«Один
мой знакомый как-то сказал: «Если я не хочу делать какой-то проект, то я
какую-то его часть убедительно завалю, - говорит Александр Хватов. - Всем будет
понятно, что впредь мне это лучше не поручать.
Наказание, которому
руководитель подвергает подчиненного, не всегда носит показательный характер. Но
все равно обидно.
фото: trend
На заметку
Распространенные ошибки
руководителей в управлении персоналом
Руководители часто делают ошибки:
слишком рано начинают применять позитивный менеджмент или, наоборот, зрелому
человеку не дают автономности. Если дать слишком много ответственности,
сотрудник будет ошибаться, если мало - он будет скучать и
перегорит.
Александр Хватов, заведующий кафедрой организационной психологии
Института практической психологии «Иматон.
фото: trend/антонина
байгушева
«Если подчиненный не овца, он может сделать все что угодно,
чтобы его не наказывали за хорошую работу.
Александр Иванов, руководитель
Высшей школы
отношений NTRS
6 способов наказать невиновного
1
Поручить сотруднику с нуля разработать проект на тему, с которой тот до сих пор
еще никогда не работал. Постарайтесь оказывать как можно меньше помощи и
поддержки.
2 Сотрудник успешно, но без удовольствия справляется с муторной и
кропотливой работой. Повесьте на него все подобные задания. Через некоторое
время он будет биться головой об стол.
3 Устройте прилюдный разнос.
Проверенный способ убедить всех, что инициатива наказуема. Особенно если
инициативный, прежде чем действовать, не посоветовался с начальством.
4
Отправьте инициативного «в бухгалтерию. Шурочка из «Служебного романа отдавала
всю себя общественной работе - непростительная ошибка, - и ее отправили обратно
в бухгалтерию. Если сотрудник успешно справляется со своей работой и даже
«вылезает на чужую территорию - укажите ему на место. Желание успеть все и вся
у него отпадет тут же.
5 Сверхурочные. Сотрудник безропотно справляется со
всей сложной работой, которую дает начальство. Отлично! Значит, он сможет
поработать над очередным трудным заданием и в выходной или задержится на пару
часиков в офисе.
6 Частые командировки. В десант берут только лучших. Поэтому
чемодан в руки и вперед - на конференции, вести переговоры и заключать
контракты.