Выйти погожим летним вечером из дома в тапочках, сесть в шезлонг со стаканом виски, закурить сигару и любоваться закатом солнца, опускающегося в озерную гладь – за эту идиллию люди готовы переплачивать в несколько раз, утверждает руководитель застройки коттеджного поселка "Вуокса Вирта" Алексей Афонин.
"Дома с причалами или своей береговой линией (как правило, от 30 м – ближе
нельзя по закону – до 100 м от воды) пользуются огромным спросом. Это объяснимо.
Во-первых, как известно, вид воды и огня завораживает, а когда огонь на берегу,
это впечатляет вдвойне, тем более если берег этот – твой. Таких участков
немного, это во-вторых. Не у каждого водоема можно в принципе купить землю.
Частично положение спасают коттеджные поселки, где заложены причал для катеров и
яхт и пляж, которыми могут пользоваться владельцы всех участков, а не только на
первой береговой линии, а рельеф местности открывает вид на озеро с каждого из
участков", – говорит Алексей Афонин.
Оценить, сколько в среднем стоит причал в общей смете проекта, сложно. Бюджет
причала формируется из особенностей водоема и зависит от периода его
эксплуатации и класса судов. "Образ квартиры или дома, в распоряжении владельца
которого имеется причал, полностью соответствует параметрам элитного жилья в
городе или за городом, – комментирует генеральный директор компании Setvill
Алексей Иванюк. – Это престижное место, качественные архитектурные и
планировочные решения, дорогие материалы, развитая инфраструктура,
обособленность, хорошая транспортная доступность. Все подобные проекты
эксклюзивны, поэтому спрос на них высокий".
Несмотря на некоторые сложности (например, по законодательству нельзя
закрывать выход к воде, но в то же время необходимо зонально оградить доступ
посторонних к причалу), – девелоперы готовы идти на жертвы. Причина в том, что
такая яркая фишка в отдельных случаях может повлиять на выбор покупателя.
"Конечно, решающим фактором наличие причала становится в основном в тех случаях,
когда у владельца недвижимости есть яхта. При этом локация по-прежнему остается
определяющим параметром при выборе жилья. Конкурировать в элитных объектах
могут, например, фитнес-зал, тренажерный зал или бассейн. Понятно, что причал им
не конкурент. Хотя, если ранжировать подобные параметры по важности для
покупателя, то на первом месте будет расположение, и уже на втором – собственная
набережная и причал", – комментирует директор по продажам компании
"Петербургская Недвижимость" Наталья Луговская.
Однако основная проблема строительства марин за городом – мелководье Финского
залива. "Залив вдоль берега мелкий, на протяжении 1,5–2 км глубина составляет не
более 1,5 м. А для причала необходима глубина 1,5–3 м. Поэтому девелоперы
вынуждены вести дноуглубительные работы, а также вкладывать средства в
строительство волнореза. Зачастую побережье Финского залива относится к
водоохранным зонам, где нельзя размещать марины. Такие ограничения почти не
снимаются, а если снимаются, то очень сложно и затратно", – отмечает
руководитель отдела проектов и аналитических исследований компании АРИН Зося
Захарова. Это также относится к сдерживающим факторам на пути развития
коттеджного строительства с причалами.