Потребительский социализм мог наступить задолго до перестройки

Автор фото: www.compuart.ru

Недавно вышедшая книга Леонида Млечина "Брежнев" (М., "Молодая гвардия", 2008) словно возвращает в полузабытый сон: какие-то и при жизни призрачные Сусловы, Устиновы, Соломенцевы, на фоне которых Леонид Ильич смотрится полнокровнейшей фигурой – бонвиван, лишенный каких бы то ни было реформаторских идей.

Однако к середине книги с изумлением обнаруживаешь, что четырехзвездочный "Леня" воплощал капитальную и почти революционную идею перехода социализма из утопической фазы в фазу потребления. Она и сейчас обладает серьезным политическим потенциалом – идея потребительского социализма, идея уничтожения частной собственности (экономической конкуренции) не ради сказочного всемирного братства, а просто ради спокойной жизни. Леонид Млечин показывает, что для Брежнева это были не просто демагогические лозунги, но лично ему дорогие государственные цели.
И если бы Запад поверил в искренность его намерений, возможно, Брежневу удалось бы справиться с наследием утопического ленинизма – марксистской догматикой, которую Леонид Ильич по-доброму называл "тряхомудией". Да и с жаждой всемирного господства социалистической системы, которую становилось все труднее отличить от старого доброго империализма.
Кстати, если вам кажется, что брежневские времена далеко в прошлом, то это не совсем так. Оказывается, главная черта того периода "застоя" – жесткая цензура – многим нравится и сегодня. Видимо, до демократических свобод, основная из которых – свобода слова, почти половина россиян еще не доросла. 58% опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения уверены, что отечественным СМИ нужна государственная цензура (wciom.ru).
Против цензуры высказывается четвертая часть респондентов – 24% (среди них только 8% категорически против). Каждый пятый (18%) затрудняется с оценкой. Чем старше респонденты, тем более они склоняются в сторону необходимости цензуры для российских средств массовой информации: если среди молодежи 18–24 лет за цензуру – каждый второй (48%), против – каждый третий (32%), то среди респондентов 60 лет и старше две трети – за (64%) и только 13% – против.