Умение откладывать деньги для дальнейших инвестиций дано не всем. Однако психологи уверены: при определенном желании и терпении этот навык можно сформировать.
Чем большую долю своего дохода люди будут выделять для сбережения, тем больше
средств в той или иной форме поступит в финансовую систему. От склонности
рационально распределять имеющиеся средства зависит не только личное
благосостояние отдельного человека, но и рынок таких фундаментальных институтов,
как страхование, доверительное управление и управление пенсионными сбережениями.
Поскольку деньги – это один из ресурсов, монетарное поведение напрямую связано с
тем, как поступает человек с другими своими ресурсами: энергией, временем,
отношениями, способностями.
Причину многих проблем, связанных с финансовым поведением, психологи склонны
видеть в установках, усвоенных в раннем детстве. "Склонность к сбережению
зависит от личной истории человека, – уверена ведущий специалист ассоциации
психологов "Анима" Мария Галимзянова. – Установки в отношении денег и стереотипы
монетарного поведения транслируются родителями через высказывания и через
поведение с деньгами. Например, ребенок мог систематически слышать: "Трогал
деньги – сейчас же иди вымой руки! Знаешь, какие люди их трогали и сколько на
них микробов!" Если ребенок усваивает такую установку, у него может
сформироваться отношение к деньгам как к чему-то грязному, недостойному. Если
присваивается установка "Деньги плочены – надо есть!", человек будет скорее
довольствоваться тем, что имеет, и не будет внимателен к своим
потребностям".
Мария Галимзянова приводит еще несколько примеров возможных установок на
обращение с деньгами: если родители выставляли все на стол, когда приходили
гости, и много тратили на подарки, а сами довольствовались малым, весьма
вероятно, что детям сложно будет делать сбережения. Если родители стремились на
всем экономить, возможно, человеку будет легче делать накопления, так как
подобный опыт был в его жизни. Но наслаждаться накопленными деньгами ему будет
весьма сложно, поскольку подсознательно он будет чувствовать вину, тратя деньги
на себя.
Самые комфортные и безопасные способы накопления основаны на договорных
отношениях, уверена заместитель генерального директора компании "Иматон"
Профессиональный психологический инструментарий" Мария Зайцева. "Можно
"договориться" с работодателем, банком, – поясняет она. – А можно с самим собой.
И делать сбережения. При этом кто-то будет экономить, чтобы завтра потратить
чуть больше – это одна стратегия. А кто-то сэкономит сегодня, чтобы легче
сэкономить по привычке завтра, чтобы послезавтра сэкономленное начало приносить
стабильный доход и оправдывать экономию. Выбор стратегии финансового поведения
зависит от совокупности множества факторов: пола, возраста, ценностных
установок, социальных стереотипов, мотивации, личностных особенностей, уровня
образования, дохода. И конечно, от государственной установки на определенное
финансовое поведение".
Накопления имеют смысл, только когда известна их цель, иначе любые сбережения
превращаются в источник новых проблем. "Есть люди, стремящиеся копить деньги
постоянно, даже не имея никакой цели – на черный день, – говорит Мария
Галимзянова. – Они отказывают и себе и другим в тех радостях, которые могли бы
принести эти деньги. В результате, когда они решаются что-то сделать с
накоплениями, деньги пропадают. Либо приобретается совершенно ненужная вещь,
либо деньги попадают в руки мошенников. Цель реализуется – черный день наступил!
Как правило, деньги с такой целью копятся из-за высокого уровня тревожности.
Однако как показывает практика, в большинстве случаев с ростом сбережений
тревожность не снижается. Мы бессознательно программируем себя на то, что черный
день настанет, а раз мы этого хотим, это обязательно случится".
Научиться сбережению денег можно. По мнению Марии Зайцевой, залог успеха в
этом – дисциплина. А вот Мария Галимзянова советует постараться осознать свои
установки в отношении денег и потихоньку сознательно изменять их. В этом
помогает анализ ранних детских воспоминаний, связанных с деньгами, и дальнейшая
работа с установками и изменением стереотипов монетарного поведения. Главное –
развить у себя склонность к сбережению, а уж рынок финансовых услуг с легкостью
предоставит потребителю копилку на любой вкус и цвет.