Есть ли у вас установка на богатство?

Автор фото: http://gorodmeb.ru

Умение откладывать деньги для дальнейших инвестиций дано не всем. Однако психологи уверены: при определенном желании и терпении этот навык можно сформировать.

Чем большую долю своего дохода люди будут выделять для сбережения, тем больше средств в той или иной форме поступит в финансовую систему. От склонности рационально распределять имеющиеся средства зависит не только личное благосостояние отдельного человека, но и рынок таких фундаментальных институтов, как страхование, доверительное управление и управление пенсионными сбережениями. Поскольку деньги – это один из ресурсов, монетарное поведение напрямую связано с тем, как поступает человек с другими своими ресурсами: энергией, временем, отношениями, способностями.
Причину многих проблем, связанных с финансовым поведением, психологи склонны видеть в установках, усвоенных в раннем детстве. "Склонность к сбережению зависит от личной истории человека, – уверена ведущий специалист ассоциации психологов "Анима" Мария Галимзянова. – Установки в отношении денег и стереотипы монетарного поведения транслируются родителями через высказывания и через поведение с деньгами. Например, ребенок мог систематически слышать: "Трогал деньги – сейчас же иди вымой руки! Знаешь, какие люди их трогали и сколько на них микробов!" Если ребенок усваивает такую установку, у него может сформироваться отношение к деньгам как к чему-то грязному, недостойному. Если присваивается установка "Деньги плочены – надо есть!", человек будет скорее довольствоваться тем, что имеет, и не будет внимателен к своим потребностям".
Мария Галимзянова приводит еще несколько примеров возможных установок на обращение с деньгами: если родители выставляли все на стол, когда приходили гости, и много тратили на подарки, а сами довольствовались малым, весьма вероятно, что детям сложно будет делать сбережения. Если родители стремились на всем экономить, возможно, человеку будет легче делать накопления, так как подобный опыт был в его жизни. Но наслаждаться накопленными деньгами ему будет весьма сложно, поскольку подсознательно он будет чувствовать вину, тратя деньги на себя.
Самые комфортные и безопасные способы накопления основаны на договорных отношениях, уверена заместитель генерального директора компании "Иматон" Профессиональный психологический инструментарий" Мария Зайцева. "Можно "договориться" с работодателем, банком, – поясняет она. – А можно с самим собой. И делать сбережения. При этом кто-то будет экономить, чтобы завтра потратить чуть больше – это одна стратегия. А кто-то сэкономит сегодня, чтобы легче сэкономить по привычке завтра, чтобы послезавтра сэкономленное начало приносить стабильный доход и оправдывать экономию. Выбор стратегии финансового поведения зависит от совокупности множества факторов: пола, возраста, ценностных установок, социальных стереотипов, мотивации, личностных особенностей, уровня образования, дохода. И конечно, от государственной установки на определенное финансовое поведение".
Накопления имеют смысл, только когда известна их цель, иначе любые сбережения превращаются в источник новых проблем. "Есть люди, стремящиеся копить деньги постоянно, даже не имея никакой цели – на черный день, – говорит Мария Галимзянова. – Они отказывают и себе и другим в тех радостях, которые могли бы принести эти деньги. В результате, когда они решаются что-то сделать с накоплениями, деньги пропадают. Либо приобретается совершенно ненужная вещь, либо деньги попадают в руки мошенников. Цель реализуется – черный день наступил! Как правило, деньги с такой целью копятся из-за высокого уровня тревожности. Однако как показывает практика, в большинстве случаев с ростом сбережений тревожность не снижается. Мы бессознательно программируем себя на то, что черный день настанет, а раз мы этого хотим, это обязательно случится".
Научиться сбережению денег можно. По мнению Марии Зайцевой, залог успеха в этом – дисциплина. А вот Мария Галимзянова советует постараться осознать свои установки в отношении денег и потихоньку сознательно изменять их. В этом помогает анализ ранних детских воспоминаний, связанных с деньгами, и дальнейшая работа с установками и изменением стереотипов монетарного поведения. Главное – развить у себя склонность к сбережению, а уж рынок финансовых услуг с легкостью предоставит потребителю копилку на любой вкус и цвет.