8 лет за преднамеренное банкротство

Автор фото: www.kommersant.ru

Потери банков-банкротов в 90% случаев обусловлены криминальным выводом активов и регулярной фальсификацией отчетности. Об этом в интервью "ДП" заявил первый заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Валерий Мирошников.

– Валерий, зачем АСВ лоббирует вопрос доступа к балансам предприятий?
– В ходе процедуры банкротства или ликвидации банка возникает потребность проверить финансовую отчетность должников кредитной организации. Становясь конкурсным управляющим, агентство анализирует причины банкротства банка. Иногда такой причиной может быть сомнительная платежеспособность заемщика, которому выдали кредит. Об этом может свидетельствовать его баланс на момент выдачи кредита. С другой стороны, доступ к текущим балансам компаний позволит оценить их платежеспособность и вероятность погашения долга банку-банкроту. Сейчас информацию о балансах предприятий мы можем запрашивать только через суд, что существенно затягивает саму процедуру банкротства. Кроме того, в этом должны быть заинтересованы и сами банки. Не секрет, что на рынке действуют мошеннические фирмы, которые для получения кредита предоставляют банкам фальсифицированную отчетность, а получив деньги, исчезают.
– Кто должен иметь доступ к информации о предприятии?
– На мой взгляд, эта информация должна быть доступна не только нашему агентству, но и всем заинтересованным лицам. Чтобы любой контрагент, клиент компании, которой он доверился, мог посмотреть ее баланс. Подобная информация может находиться в открытом доступе на сайте в сети интернет. При этом мы не предлагаем раскрывать конфиденциальную информацию. Сейчас мы намерены подготовить серьезное обоснование, чтобы доказать целесообразность этого законопроекта.
– АСВ подготовило законопроект об усилении ответственности лиц, виновных в банкротстве банка. Какие там предусмотрены нововведения?
– Один из законопроектов детально описывает механизм привлечения к субсидиарной ответственности лиц, виновных в доведении кредитных организаций до банкротства. В частности в документе прописано, какой суд должен рассматривать подобные дела (мы предложили Арбитражный). Сейчас документ проходит процедуры согласования в Минэкономразвития. Еще один законопроект направлен на усиление ответственности за преднамеренное банкротство. Документ был подготовлен на основании анализа активов банков-банкротов по итогам 2006 года. Выяснилось, что реальная стоимость активов в лопнувших банках оказывалась в несколько раз меньше балансовой. Когда стали изучать причины, поняли, что рыночные потери активов возникают лишь в каждом десятом случае. Основную роль играют криминальный вывод активов (45%) и, что нас особенно поразило, регулярная фальсификация отчетности (45%).
– К чему это приведет?
– По действующей сегодня статье 196 УК виновный может получить до 6 лет, а за мошенничество можно сесть и на 10 лет. Мы предлагаем довести максимальный срок наказания за преднамеренное банкротство до 8 лет. Кроме того, предусмотрена возможность привлекать к ответственности не только топ-менеджмент проблемного банка, но и исполнителей сомнительных сделок. Контрагенты, участвующие в "серых" схемах, также должны привлекаться к ответственности как соучастники преступления.
– Собираетесь ли вы усилить ответственность за фальсификацию финансовой отчетности банка или утерю документации?
– Сегодня действительно остро стоит проблема недостоверности отчетности или вообще полного отсутствия документов о банковских операциях. Перед агентством, как конкурсным управляющим, стоит задача установления требований всех кредиторов и всех активов ликвидируемой кредитной организации. На основании каких документов мы это можем сделать, если полностью отсутствует финансовая отчетность, бумажные архивы или электронные базы данных? Нередко руководители или собственники кредитной организации уничтожают их намеренно, пытаясь тем самым замести следы своих неблаговидных действий. Помимо введения ответственности, мы полагаем, необходимо законодательно предусмотреть создание дублирующих электронных баз данных кредитных организаций. Они также могут быть полезны в случае утраты документов или при чрезвычайных обстоятельствах – вспомните события в США 11 сентября 2001 года. Ведь в башнях-близнецах были финансовые учреждения, и погибли их сотрудники, но благодаря копиям баз данных, расположенным в другом месте, все компании уже на следующий день после трагедии смогли продолжить работу. За отсутствие копий электронных баз данных мы предлагаем предусмотреть административную ответственность в виде штрафа до 1 млн рублей.