Амбициозные планы российских чиновников обзавестись еще одним рупором для создания благоприятного имиджа России на Западе не увенчались успехом. Речь идет о приложениях с новостями из России к различным иностранным изданиям, которые ФГУ "Российская газета" ("РГ") начало выпускать с конца 2006 года.
Руководство издания тогда заявило о своих планах выпускать такие вкладки в 12
странах мира. На сегодняшний день "РГ" удалось запустить приложения к четырем
изданиям, только два из которых подпадают под определение "ведущие мировые".
В 2006 году "Российская газета" договорилась с американской The Washington
Post, британской Daily Telegraph и китайской "Жэньминь жибао" о размещении в них
приложения Trendline's Russia ("Российские тренды") с новостями из России на
языке стран, в которых выходят вкладки. Главной задачей проекта тогда, по версии
многих СМИ, называлось формирование в зарубежной среде позитивного имиджа России
(с такими же целями был открыт телеканал Russia Today и начат выпуск газеты The
Moscow News).
Однако в августе 2007 года проект Trendline's Russia был реорганизован.
Теперь он носит название Russia Beyond the Headlines ("Россия поверх
заголовков", как переводят это название руководители проекта). С середины 2007
года Russia Beyond the Headlines курирует заместитель генерального директора
"РГ" Евгений Абов. По его словам, в связи со сменой руководства газеты в 2007
году зарубежные вкладки "РГ" были полностью переформатированы – концептуально,
визуально, технологически. "Сегодня этот проект не имеет ничего общего с прежним
Trendline's Russia, – рассказывает Евгений Абов. – Раньше "РГ" просто отсылала
газетам-партнерам свои материалы, и те сами верстали и выпускали в свет
рекламные полосы под шапкой Rossiskaya Gazetta либо Trendline's Russia. Теперь у
вкладок появился единый дизайн, отвечающий самым современным мировым газетным
стандартам".
Примечательно, что руководство газеты не говорит об улучшении имиджа России
на Западе как о цели реализации проекта. "Russia Beyond the Headlines – лишь
дополнительный медийный канал, позволяющий расширить российское информационное
присутствие внутри западных СМИ, он не создавался для улучшения имиджа России за
рубежом", – уверяет Евгений Абов. "Отрицать, что Russia Beyond the Headlines
носит пропагандистский характер, просто глупо, – уверен политолог Александр
Белов. – Тем более что большинство СМИ у нас в определенной степени
ангажированы. Но в самой идее проекта ничего плохого нет. Объективная информация
о России в европейских изданиях отсутствует. Мнение иностранцев о России
практически не изменилось с 1980-х годов".
Действительно, о России в мире знают мало. Нам-то, людям, живущим в великой
державе, это понять сложно. Если вы – русский студент из Тольятти, учащийся в
Америке, вам сложно ответить на вопрос американского друга: "А сколько ты едешь
на машине из Аризоны до дома в Тольятти?" Сложно понять, когда посылки,
высланные в Россию все из той же Америки, возвращаются обратно со штемпелями
стран Африки и с пометкой "адресат не найден".
После всего этого уже не удивляешься, что известный французский писатель
Бернард Вербер для своей книги "Империя ангелов" взял трех характерных героев:
американку – анорексичную самовлюбленную топ-модель, француза – философствующего
писателя и русского – Игоря, отважного и жестокого героя чеченской войны,
мечтающего о войне с Западом. Не заметить стереотипность восприятия невозможно.
Но прежде чем обижаться, следует задуматься над результатами исследования,
проведенного ВЦИОМ. Оно показало, что европейцы думают о россиянах лучше, чем
предполагают сами россияне.