Деньги: обманчиво дешевый заем

За последние несколько недель у банковского сообщества возникли сомнения в надежности индикатора ставок межбанковского кредитования LIBOR. Это повлияет и на наш рынок.

Индикатор, рассчитываемый Ассоциацией британских банкиров, отражает спрос на деньги и вычисляется исходя из процентных ставок, под которые банки кредитуют друг друга на различный срок. На LIBOR ориентируются не только банки и корпоративные заемщики – сегмент ипотечных кредитов с плавающей ставкой, рассчитываемой исходя из значения индикатора, широко представлен в США. Финансовый кризис нанес удар по банкам и привел к резкому росту LIBOR. Растущие подозрения в отношении LIBOR могут говорить о том, что проблемы банков намного серьезнее, чем они готовы признать.
Есть опасения, что некоторые кредитные учреждения не сообщают о высоких ставках, которые они платят по краткосрочным кредитам, ибо не хотят информировать рынок, что они отчаянно нуждаются в наличности. Система LIBOR основывается на правдивости информации, поступающей от банков. Приукрашивание банками действительности может означать, что миллионы заемщиков платят по искусственно заниженным ставкам. Это хорошо для них, но плохо для банков и других кредиторов.
Для российского рынка схожие функции выполняет индикативная ставка MosPRIME. Национальная валютная ассоциация рассчитывает ее исходя из уровня процентных ставок, по которым банки-участники (пока всего восемь банков, среди них Сбербанк, Газпромбанк, "Райффайзенбанк Австрия") в момент объявления котировок будут готовы предоставить кредиты первоклассным финансовым институтам.
У нас ипотека с плавающим процентом пока не так широко развита, но на рынке есть предложения, привязывающие ставку по валютным кредитам к уровню LIBOR, а рублевую – к MosPRIME. По мнению начальника казначейства Санкт-Петербургского филиала НОМОС-БАНКа Михаила Иванова, участникам MosPRIME ставки занижать незачем. "MosPRIME действительно индикативная ставка – в ее формировании участвуют крупнейшие банки, и предоставляют они средства на таких условиях только первоклассным финансовым институтам", – считает он.
Аналитик Citigroup Скотт Пенг считает, что если бы банки предоставляли правдивую информацию, то трехмесячный LIBOR был бы выше на 0,3%. Такое изменение означает увеличение ежемесячных выплат на $100 по ипотечному кредиту $500 тыс. с плавающей ставкой. Или дополнительные $300 тыс. ежегодно для компании, выпустившей облигации на $100 млн. С ростом недоверия увеличилось и значение ставки. Если рост продолжится, то выплаты процентов вырастут на $18 млрд по $900 млрд ипотечных и почти $9 трлн корпоративных долгов, привязанных к ставке, пишет Wall Street Journal.
Начальник отдела анализа и оценки БФА, прокомментировал сложившуюся ситуацию: "Сейчас в трехмесячный LIBOR заложен необычно высокий кредитный риск. Разброс значений велик, а индикатор фиксируется с утра, в течение дня условия доступа к кредиту для каждого из респондентов могут не раз измениться – вот и возникает двойственность: то ли умышленное занижение ставки, то ли недооценка сложившейся ситуации".