По некоторым данным, в России не более нескольких десятков компаний имеют независимую оценку стоимости своих брендов. За рубежом таких компаний 3-5%. Профессиональная оценка бренда, которую могут подтвердить ведущие аудиторы, обойдется российским компаниям не менее чем в $60-70 тыс. По словам консультанта Interbrand Zintzmeyer & Lux AG Сергея Шарюкова, расходы сопоставимы с затратами на детальное количественное исследование. «Они приемлемы и оправданны, если компания рассматривает бренд как стратегические инвестиции», - добавляет Сергей Шарюков. Но как раз такого подхода и не хватает многим отечественным компаниям.
«С 2000 по 2007 г. Brand Finance считала структуру активов 200 российских
компаний, - рассказывает руководитель лаборатории «Управление рынком» Высшей
школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ и главный редактор журнала
«Бренд-менеджмент» Владимир Домнин. - Материальные активы этих предприятий
составили 54%, учтенные нематериальные активы (патенты, зарегистрированные
товарные знаки и т.п.) - 1%. Остальные 45% остались «незамеченными». Это
означает, что своими нематериальными активами, в том числе и брендами, компании
не управляют».
Впрочем, некоторые компании если и не прибегают к сторонней помощи в оценке
брендов, то делают это самостоятельно. Ведь потребность в оценке время от
времени возникает. По словам Сергея Шарюкова, речь, как правило, идет о
покупке-продаже бренда, привлечении инвестора, оптимизации налогообложения и
т.п. Либо когда ищутся сильные (слабые) стороны бренда, разрабатывается его
будущая стратегия и т.д.
В числе наиболее популярных методов самостоятельной оценки брендов
специалисты называют несколько финансовых подходов. При этом у каждого из них
есть свои недостатки. К примеру, подход, основанный на затратах. Ценность бренда
в этом случае определяется как все затраты, понесенные за все время
существования бренда (общая стоимость разработки, затраты на маркетинг,
стоимость рекламных коммуникаций и т.п.). Минус такой оценки в том, что не
учитывается прямая связь между инвестициями и ценностью, добавленной
брендом.
Или, к примеру, метод сравнения с чем-либо сопоставимым. Минус подхода -
бренды должны быть дифференцированными, а значит, сопоставлять их сложно. Даже
находясь в одной товарной категории, они по-разному создают ценность. Считается,
что такой подход может быть добавочным к другим методам оценки, но не
самостоятельным инструментом. Специалисты называют еще одну проблему оценки:
разные подходы к ней маркетологов и финансистов компаний. Первые оценивают
успешность бренда отношением к нему потребителей, вторые - финансовыми
показателями продаж, что часто приводит к конфликтам. В итоге от этого теряет
только сама компания.
Чего же хотят от бренда потребители? "Все просто: потребитель покупает не
товары и торговые марки, а решение своих проблем, - утверждает Виктор Тамберг,
управляющий партнер консалтингового бюро «Тамберг&Бадьин», автор книги
«Бренд. Боевая машина бизнеса». - Он выбирает и покупает не бренды, он
выбирает лишь собственные стереотипные оценки относительно того, чем ему лично
выгоден товар под той или иной маркой. Этого и только этого он ждет от брендов.
Найти актуальную и болезненную проблему в жизни потребителя не так просто. Эта
проблема может быть полностью иррациональна по своей природе. Но других причин
потреблять что-либо, нежели решать свои проблемы, у человека попросту нет. Его
интересует только удовлетворение своих желаний. А любителей говорить о lovemarks
надо пороть, дабы поумнели".
В чем же заключаются "семь смертных грехов бренда?" Грех 1-й - мания
величия. Бренды хотят назвать собой все, что существует в мире. Некоторым
(Virgin) это сходит с рук, остальные терпят крах. Грех 2-й - эгоизм. Владельцы
переоценивают значение и возможности бренда, полагая, что могут легко управлять
рынком. Грех 3-й - неадекватность. Когда бренд никак не реагирует на время, он
называется неуместным. Грех 4-й - амнезия. Когда компания забывает о том, в чем
состоит сущность бренда, что он собой представляет, она терпит убытки. Грех 5-й
- усталость. Отсутствие творческого подхода к развитию бренда. Грех 6-й -
паранойя. Возникает в условиях растущей конкуренции. Симптомы: преследование в
суде конкурирующих компаний, желание каждые полгода делать новые инвестиции в
бренд и подражать конкурентам. Грех 7-й - обман. Когда весь процесс маркетинга
рассматривается как возможность скрыть правду о продукте.