Как проблемы с ипотекой погубили Bear Stearns

Проблемы с рискованными ипотечными кредитами привели к глобальному финансовому кризису, погубившему банк Bear Stearns. Что самое печальное - эксперты не знают, когда этот кризис закончится.

<b>Кошмар начался прошлым</b> летом, когда получатели ипотечных кредитов со слабым кредитным рейтингом начали один за другим объявлять дефолты по своим обязательствам. На днях приказал долго жить один из самых уважаемых банков с Уолл-стрит, имеющий славную 85-летнюю историю.
<b>Портал <a href="http://money.cnn.com/2008/03/17/news/economy/gothere/index.htm?postversion=2008031716">Money CNN</a> попытался</b> объяснить, каким образом неприятности получателей кредитов привели к краху банковского гиганта. В неприятностях Bear Stearns виноват сам банк, равно как и его конкуренты. Крупнейшие банки США увлеклись продажей ценных бумаг с высокой степенью риска. И осознание того, что банки не смогли справиться с этими рисками, быстро распространилось среди инвесторов и других финансовых фирм.
<b>Внезапно инвесторы обнаружили</b>, что они не могут объективно оценить большинство ценных бумаг, которые продавали им банки. В результате, кредитные рынки, которые составляли основу финансового могущества Уолл-стрит, оказались парализованными, так как заемщики испугались того, что им не вернут их деньги.
<b>"Мы подошли к такому</b> этапу, когда разные участники финансовой системы перестали доверять друг другу", - говорит Лоуренс Уайт, профессор экономики Нью-Йоркского университета. Что значительно хуже - никто не знает, когда это закончится. Каждую неделю, очередная составляющая американской финансовой системы дает сбой, и федеральному правительству приходится выступать с новым планом спасения.
<b>Корни нынешнего кризиса</b> заключаются в той эйфории, которую повлек за собой бум американской недвижимости. Растущие цены на дома, укрепление общей экономической ситуации в стране - все это способствовало тому, что финансовые фирмы с головой окунулись в рынок ипотечных кредитов. Чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос в ипотечных ценных бумагах, фирмы начали снижать свои кредитные требования и предоставлять займы на недвижимость людям со слабыми финансовыми возможностями.
<b>Банки и другие финансовые</b> компании, участвовавшие в этой игре, не потрудились соорудить надежную систему управления рисками на рынках недвижимости. Так считает профессор Мичиганского университета Амиатош Пурнанандам. В результате, компании оказались неподготовленными к спаду на этом рынке.
<b>А ведь признаки надвигающейся</b> беды можно было увидеть задолго до кризиса. Проценты по некоторым рискованным ценным бумагам, таким как "бросовые облигации" (высокодоходные облигации корпорации с кредитным рейтингом ниже инвестиционного уровня - обычно выпускаются молодыми компаниями без солидной деловой репутации) вплотную приблизились к процентам, которые выплачивались по супер-надежным казначейским ценным бумагам. Это был показатель того, что инвесторы не желали платить больше за дополнительный риск.
<b>Спад на рынке недвижимости</b> США в прошлом году породил водоворот проблем. Владельцы ипотечных кредитов обнаружили, что они больше не могут позволить себе ежемесячные выплаты, что привело к многочисленным просрочкам и последующим дефолтам. Инвесторы запаниковали, так как не могли более объективно оценивать стоимость ценных бумаг, подкрепленных разваливающимся рынком ипотеки.
<b>Поначалу эта проблема касалась</b> только ипотечной индустрии. Но через несколько месяцев она распространилась, как лесной пожар, на весь кредитный рынок. Люди больше не верили в то, что инвестиционные банки вообще смогут квалифицированно управлять рисками. Инвесторы сомневались, стоит ли им вкладывать деньги в муниципальные облигации, студенческие кредиты и кредитные карточки без финансовых гарантий со стороны правительства.
<b>Финансовые фирмы стали</b> опасаться предоставлять друг другу кредиты, так как обеспечивающие их ценные бумаги могли в один момент потерять свою стоимость. Банки словно бы говорили: "Мы не будем больше давать деньги в долг, так как у нас нет уверенности, что долговые обязательства будут исполнены".
<b>Ситуацию усугубило падение</b> доллара. Он стал значительно менее привлекателен для иностранных инвесторов, и они стали реже вкладывать деньги в долларовые ценные бумаги США. Лишившись самого главного - ликвидности - глобальная финансовая система начала трещать по швам, вынуждая Федеральную резервную службу США накачивать рынки долларами и принимать почти неторгуемые ипотечные ценные бумаги в качестве дополнительного обеспечения.
<b>Кризис достиг новых высот</b> в прошлый четверг, когда банк Bear Stearns подвергся классическому наплыву требований (массовому изъятию вкладов). Один из главных пострадавших от ипотечного кризиса, банк просто не располагал внушительной "подушкой" из наличных, которая пока спасает от таких же бед его главных конкурентов. У Bear Stearns не хватило денег.
<b>Через два дня банк JPMorgan</b> заявил, что купит идущий на дно Bear Stearns по шокирующей цене в $2 за акцию, что составляет всего 7% стоимости банка по состоянию на прошлую пятницу. И дух переводить рано - в понедельник еще один титан с Уолл-Стрит банк Lehman Brothers потерял 32% стоимости своих акций. На очереди новая жертва?