Стартующий в России 1 апреля весенний призыв на службу в вооруженных силах должен пополнить армейские ряды не только вчерашними школьниками и незадачливыми "уклонистами", но и священнослужителями самых разных конфессий. 6 февраля 2008 года Владимир Путин подписал указ, отменяющий ранее действовавшие отсрочки от службы в армии для священников.
Кроме предсказуемо негативной реакции на эту инициативу религиозных деятелей
среди недовольных указом оказались и депутаты Законодательного собрания
Петербурга. На прошлой неделе они приняли в первом чтении разработанный
депутатом Виталием Милоновым проект обращения к президенту России, в котором
просят верховного главнокомандующего восстановить "призывные" отсрочки для
священнослужителей.
"Каноны Русской православной церкви запрещают священнику проходить военную службу, – говорится в обращении петербургского парламента. – Как следствие – многие приходы останутся без священников, а сами молодые священники встанут перед выбором: либо исполнять долг солдата и военнослужащего, нарушая основные церковные правила, и лишаться сана, либо, соблюдая все предписанные церковью правила, грубо нарушать военную дисциплину".
"Каноны Русской православной церкви запрещают священнику проходить военную службу, – говорится в обращении петербургского парламента. – Как следствие – многие приходы останутся без священников, а сами молодые священники встанут перед выбором: либо исполнять долг солдата и военнослужащего, нарушая основные церковные правила, и лишаться сана, либо, соблюдая все предписанные церковью правила, грубо нарушать военную дисциплину".
"Мы рассчитываем, что обращение к президенту будет принято в третьем,
окончательном чтении уже на следующем заседании ЗС, – заявил "ДП" помощник
депутата Виталия Милонова Владимир Голубев. – Тогда появится шанс, что ситуация
разрешится до 1 апреля". По словам Голубева, речь в обращении идет о
священнослужителях призывного возраста всех основных религий (христианство,
иудаизм, ислам, буддизм).
"Священники не должны служить в армии, – убежден сотрудник отдела по
взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
Санкт-Петербургской епархии Алексей Фарафанов. – У них другая служба, духовная.
И подвигов, должен сказать, они совершают явно не меньше, чем военнослужащие. В
епархии сейчас всерьез обсуждается вопрос о том, что в дальнейшем рукополагать в
священники молодых людей придется, возможно, только после службы в армии".
Председатель Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины Марк Грубарг не
против того, чтобы раввины были в армии, но только не в качестве солдат. "Сейчас
только-только начал компенсироваться дефицит священнослужителей, зачем же мешать
этому?" – недоумевает он.
При всей очевидности назревающего конфликта военные чины пока не склонны
драматизировать ситуацию. "Православная церковь, насколько я знаю, не против
военной службы, – полагает помощник командующего войсками Ленинградского
военного округа Юрий Кленов. – А в 2006 году округом и Санкт-Петербургской
епархией было подписано соглашение о сотрудничестве. На территории многих
военных объектов есть часовни. Мне кажется, священники смогут поднять
нравственную атмосферу в частях".