Григорий Двас: "У нас есть громадное конкурентное преимущество"

Вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас рассказал в интервью о том, что инвестиционный процесс в Петербурге и области в ближайшие 3-5 лет замедлится, и реализация заявленных крупных проектов может не осуществиться в полной мере из-за кадровых проблем.

<b>"ДП":</b> Стоит ли ожидать в ближайшее время новых крупных инвестпроектов?
<b>Г.Д.:</b> Инвестиционный процесс в Петербурге и Ленобласти в ближайшие годы будет замедляться, и новые крупные проекты будут появляться все реже. Хотя думаю, что крупные объекты, требующие значительных трудовых ресурсов, - вагоностроительный завод в Тихвине, строительство второй очереди ЛАЭС, развитие порта в Усть-Луге, строительство автомобильных заводов в Петербурге - будут реализованы. Препятствием для реализации новых проектов становится нехватка рабочих рук.
<b>"ДП":</b> Сколько осталось времени для прихода крупных инвестиций, лет пять?
<b>Г.Д.:</b> Нет, меньше, еще года два-три. Затем действующие проекты уже не получат такого развития, как ожидалось изначально. И о новых крупных проектах можно будет забыть надолго.
<b>"ДП": </b>Какие условия нужно будет создать для исправления ситуации - может быть, создавать новые профтехучилища?
<b>Г.Д.:</b> Создать новые ПТУ - не такая уж большая проблема, это можно сделать быстро - оснастить здание, поставить оборудование, и уже через год-два ПТУ заработает. Кроме того, есть существующие училища, машиностроительные техникумы. Проблема в отсутствии людей, которые учились бы в этих заведениях.
Рабочая сила - это такой же товар, как и любой другой, здесь действует рынок спроса и предложения. И если спрос растет, а предложение остается на прежнем уровне, то происходит повышение цены. Происходит повышение цены - понижается конкурентоспособность, после чего происходит сокращение объемов производства.
Затем сокращается спрос на рабочую силу при постоянном предложении, происходит снижение ее стоимости. Вот такие волны происходят при постоянном предложении. Если нас устраивает такая волна, то, конечно, можно так себя вести. Но мне кажется, что задача заключается в обеспечении поступательного движения. Тогда политика властей должна быть совершенно другой.
<b>"ДП": </b>Какой?
<b>Г.Д.:</b> Мы должны ограничивать спрос и увеличивать предложение рабочей силы для того, чтобы в каждый момент времени спрос не превышал предложение и обеспечивал конкурентоспособность рабочей силы.
<b>"ДП": </b>Разрабатывает ли такую программу правительство Ленобласти?
<b>Г.Д.: </b>У нас эта проблема не стоит так остро, как в Петербурге, я об этом уже говорил. Борьба сейчас ведется, в первую очередь, примерно за 150 тыс. жителей области, которые вносят определенный дисбаланс в рынок труда и которые ездят на работу в Петербург.
В итоге конкурентной борьбы работодателей эти люди могут оказаться на рынке труда как Петербурга, так и Ленобласти.
У нас есть громадное конкурентное преимущество: если рядом с местом проживания областников появятся новые предприятия, то кадры могут "перетечь" именно туда. Это также касается и части городских жителей.
<b>"ДП": </b>Но вы говорили о том, что новых предприятий будет все меньше.
<b>Г.Д.:</b> Сегодня некоторые предприятия не могут обеспечить 100%-ную загрузку именно из-за отсутствия рабочей силы. Раньше у предприятий была проблема с заказами, сегодня ее уже нет. Сегодня другая проблема - с кадрами.
Получается, что в регионе будет реализовываться меньше инвестпроектов, чем раньше. Не свидетельствует ли это о том, что темпы развития Ленобласти снижаются?
Тут много факторов, и один из них - антропогенная нагрузка на территории, нет никакого смысла увеличивать эту нагрузку до бесконечности. Есть определенное количество предприятий, которое обеспечивает конкурентоспособные рабочие места за счет того, что собственник вкладывает в развитие новых технологий.
Нет смысла создавать больше рабочих мест в регионе и увеличивать техногенную нагрузку на территорию, не нужно сегодня использовать все природные ресурсы, которые на ней есть. Не надо пытаться разместить на территории, предназначенной для проживания, условно говоря, 4 млн человек, 10 млн человек. Качество жизни населения важнее.
<b>"ДП":</b> Есть ли примеры, когда в регионах - переизбыток предприятий?
<b>Г.Д.:</b> Да, например, Детройт - один из городов, наименее комфортных для проживания людей.
Он сейчас с громадным трудом выходит из проблемы, порожденной промышленным развитием, которое было в 1960-70-х гг.
Поскольку мы говорим о кадровых проблемах, то хотелось бы затронуть и тему возможной безработицы в Сланцевском районе, если завод "Сланцы" перестанет работать. Что будет с предприятием?
Хороший вопрос. Вариантов не так уж много, какой из них будет реализован, я, конечно, пока не могу сказать.
<b>"ДП": </b>Какова вероятность того, что "Сланцы" будет банкротом?
<b>Г.Д.: </b>Нулевая. В этом сегодня не заинтересован никто из тех компаний, кто претендуют на контроль над предприятием. Банкротом становятся тогда, когда либо никто не заинтересован в заводе, либо есть сильно интересующиеся из тех, кто хочет его банкротить. В данном случае - ни то, ни другое, так как есть интересанты, и оба интересанта не хотят, чтобы завод был банкротом.
<b>"ДП":</b> Если "Ренова" получает контроль над заводом, но не задействует его в своем проекте, что будет с рабочими? Они ведь на улице окажутся.
О да. Рабочие - самый большой дефицит, который есть, особенно в Сланцах.
<b>"ДП":</b> Планирует ли область как-либо вмешиваться в эту ситуацию?
<b>Г.Д.: </b>Банкротства завода "Сланцы" не будет не потому, что областное правительство этого не допустит, его не будет потому, что его не будет.
Ленинградской области абсолютно все равно, кто будет инвестором завода "Сланцы", мы встречаемся и с Сергеем Богданчиковым (президент НК "Роснефть"), и с Виктором Вексельбергом (председатель наблюдательного комитета Группы компаний "Ренова").
Это нормальный процесс, мы не являемся ни его стороной, ни участником, мы хотели убедиться, что намерения и той, и другой компании благие не с точки зрения банкротства предприятия и сдачи его в металлолом, а с точки зрения налаживания того или иного производственного процесса.
<b>"ДП":</b> Есть ли у "Роснефти" конкретный проект на базе завода "Сланцы"?
<b>Г.Д.:</b> Обсуждалось развитие прокалки нефтяного кокса и выпуск сопутствующей продукции. Объемы инвестиций нас не интересуют, это их проблемы.
<em>Екатерина Фомичева, Ольга Вильде</em>