Российские строительные сети создали Союз DIY для консолидации закупок

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Создание Союза DIY (от англ. Do it yourself - сделай сам) - это первая серьезная попытка крупных российских строительных сетей противостоять зарубежным коллегам, контролирующим российский рынок. О его создании было объявлено в рамках форума DIY&Household Retail Russia 2012. При эффективной работе союза может сократиться число поставщиков-посредников.

Основная цель кооператива - консолидация закупок сетей: российские ретейлеры намерены получить не менее привлекательные закупочные цены, чем международные сети, работающие в России. Управляет союзом совет, председателем которого избран гендиректор екатеринбургской компании "Трест СКМ" (сети "СуперСтрой", "СтройАрсенал") Ринат Мухаметвалеев. "Наш главный враг - зеленого цвета, рядом с ним враг оранжевого цвета", - говорит Ринат Мухаметвалеев, имея в виду "Леруа Мерлен" и "Оби".
Члены союза уверены, что за счет консолидированных закупок смогут снизить среднюю розничную цену на товары единого ассортимента на 5-10%. Первые объединенные закупки на внутреннем рынке состоятся в III квартале, а на внешнем - в IV квартале этого года.
В организацию вошло девять сетей, объединяющих 87 магазинов из разных регионов России. Представитель Северо-Запада только один - архангельская сеть "Блеск", насчитывающая всего три магазина. Хотя именно СЗФО - лидер по представленности DIY-сетей в России.
"Мы предложили петербургским сетям стать членами нашей организации, но "Старт" отказался, а "Метрика" пока к нам присматривается", - сказал Ринат Мухаметвалеев, подчеркнув, что "Вимосу" союз предложения не делал, так как не считает его крупным игроком, а "Максидому" - ввиду его закрытости.
"Мы не в союзе, потому что в нем разношерстная команда. За себя мы готовы давать фингарантии, за других - нет", - отмечает гендиректор УК "Старт" Роман Никоноров.
На один из самых важных вопросов, интересующих поставщиков, кто будет отвечать по обязательствам, Ринат Мухаметвалеев сообщил, что сейчас рассматриваются несколько вариантов и будет выработан оптимальный. Поставщики уже вовсю обсуждают на отраслевых форумах тему о сохранении коммерческой тайны. "Объединившиеся сети передают друг другу коммерческую информацию о закупочных ценах и требуют потом минимальную", - сетует один из участников рынка.
Российский розничный рынок строительных товаров контролируют международные сети. По данным INFOLine, в 2011 г. в тройку лидеров по выручке вошли "Леруа Мерлен" (50 млрд рублей), OBI (30,9 млрд рублей) и Castorama (15,1 млрд рублей).
Топ-10 сетей России контролирует 25% рынка сегмента DIY. Из петербургских сетей в него, кроме "Максидома" (13,8 млрд рублей), вошли СТД "Петрович" (10,7 млрд рублей), "К-Раута" (9,7 млрд) и "Метрика" (7,4 млрд). Тройка лидеров-иностранцев контролирует почти 15% этого рынка в России.
Конкурировать с ними российским сетям крайне сложно: они проигрывают иностранцам и по розничным ценам, и по технологиям. "Мы по объему проиграли рынок иностранным компаниям, и в ближайшие 3-4 года эта ситуация сохранится", - прогнозирует Ринат Мухаметвалеев.