15:3422 февраля 200815:34
1просмотров
15:3422 февраля 2008
<b>
На сайте инвестиционной компании «ФИНАМ» (<u>www.finam.ru</u>) состоялась конференция «<u>Продуктовый ритейл и пищепром: ждем "разморозки" цен?</u>». В ней приняли участие аналитики по потребительскому рынку и экономисты. Несмотря на сдержанную оценку моратория на рост цен по отдельным группам продуктов, они признают, что он дал своей эффект. Однако дальнейшее сдерживание рынка может привести к целому ряду негативных последствий. </b>
Участники конференции разошлись в своих оценках эффективности «заморозки» цен на отдельные группы продуктов. «Считаю, что такое государственное вмешательство категорически неэффективно. Собственно говоря, это подтверждается и динамикой цен на продовольствие. После заморозки - с ноября по январь - цены на продовольственные товары выросли на 6%. Не только в Европе, а вообще в рыночной экономике сдерживание цен идет через развитие конкуренции», - заявил директор департамента стратегического анализа компании ФБК <i>Игорь Николаев</i>.
«"Заморозка" по факту оказалась эффективной, - утверждает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования <i>Дмитрий Белоусов</i>. - К примеру, молоко и молочные продукты: в октябре рост цен на 9,6% (с непрерывным ускорением роста с августа). С ноября темпы стали месяц от месяца замедляться и в январе упали до 2,3%. Масло сливочное - то же самое (октябрь: 12,7%, непрерывная волна роста с июля, в январе – 2,0%). Подсолнечное - октябрь 26,3% (ускоряющийся рост с июля), декабрь-январь 0,7-0,8%, уже близко к сезонной норме».
Эксперты отмечают заметный популистский акцент в административном сдерживании цен на продукты питания. «"Заморозка" - это не более чем показное мероприятие, связанное, главным образом, с предстоящими выборами. Правительство опасается, и это логично, что после отмены моратория цены на продукты очень сильно подскочат. Если соглашение будет продолжено, то ритейлеры опять-таки в убытке не останутся: во-первых, не все производители и продавцы принимают участие в заморозке цен, а во-вторых, ничто не мешает ритейлерам и производителям «договориться» на взаимовыгодных условиях (увеличивать производство товаров, не попадающих под категорию социально-значимых, и, соответственно, сокращать объемы последних). На наш взгляд, в результате всех этих соглашений пострадают только потребители», - считает аналитик ИФК «Алемар» <i>Екатерина Стручкова</i>.
Административное ограничение цен может использоваться только как краткосрочная мера. В более длительном периоде она может привести к ряду негативных эффектов. В частности, аналитик инвестиционной компании «ФИНАМ» <i>Сергей Фильченков</i> отметил такие возможные последствия как опережающий рост цен на нерегулируемые товары («наиболее действенный метод, как для производителей, так и для игроков розничного рынка, компенсировать возможное снижение рентабельности»), а также возможное возникновение дефицита по отдельным группам продуктов. Кроме того, производители могут сократить производство, а это, утверждает г-н Николаев, «прямой путь к усилению зависимости России от импорта продовольствия».
По мнению г-на Белоусова, для решения проблемы ускоренного роста цен на продукты питания необходимо предпринять целый ряд мер, направленных на увеличение предложения: стимулирование инвестиций, обновление производственного аппарата и технологий/продуктивного стада, повышение квалификации работающих. Кроме того, необходима поддержка кооперации малых и средних сельхозпроизводителей, приближение «малой» переработки и торговли непосредственно к сельхозпроизводству. Еще один значимый для российского потребительского сектора момент - декриминализация рынков.
<b>
Отдел по связям с общественностью и СМИ инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:
Кочетков Владислав (</b><u>Kochetkov@finam.ru</u>).
<b>
Контактный телефон: (495) 969-59-58.
</b>